Вывести на печать

Этнический состав и языки. Когда в 1945 была провозглашена Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ), в стране насчитывалось до 70 национальностей. В языковом отношении они принадлежат к трем семьям: китайско-тибетской, австроазиатской и австронезийской, а далее подразделяются на ряд групп. Заметные различия наблюдаются также в образе жизни и практике хозяйствования этнических групп. Некоторые народы на протяжении сотен и тысяч лет занимались пашенным рисосеянием, другие – подсечно-огневым земледелием, третьи вели полукочевой образ жизни, добывая средства к существованию собирательством, охотой и рыбным промыслом.

До 1945 вьетнамцами называли прежде всего равнинных жителей. В последнее время стал наиболее употребительным этноним «вьеты», а «вьетнамцами» называют всех жителей Вьетнама. В 1998 вьеты составляли ок. 88% населения страны, близкие к ним по культуре и языку мыонги проживают в горной местности Бакбо и провинции Нгеан. На равнинах расселены еще две крупные этнические общины: китайская и кхмерская (камбоджийская). Китайцы, которых насчитывается ок. 1 млн. человек, сосредоточены прежде всего в бывшем городе Шолон («Тёлон», т.е. «Большой рынок»), превратившемся в крупный район Хошимина, и контролируют во Вьетнаме до 40% национального капитала. Кхмеры, численностью ок. 850 тыс. человек, расселены главным образом в дельтовой области Меконга и в городе Хошимине.

Другие народы Вьетнама распределяются по следующим языковым семьям и группам: австроазиаты, говорящие на тайских языках, – тхай, нунг, тай, лао, зэй, сантяй (шантяй), лы, буи; на языках группы мео-зао – мео (хмонг), зао; на мон-кхмерских языках – живущие в юго-западной части страны бахнары, седанги, мнонги, ма, кохо, хре, стиенги, кхму. На плато Плейку и Дарлак проживают народы, говорящие на малайско-полинезийских языках австронезийской семьи, – джарай, эде, раглай, тюру, эде-бих. На языке малайско-полинезийской группы говорят также тямы (чамы), немногочисленные теперь потомки древнего народа рисоводов, создавших во 2 в. н.э. на территории нынешнего Чунгбо государство Тямпа (Чампа) и яркую культуру, находившуюся под сильным индийским влиянием. Китайско-тибетская языковая семья представлена также тибето-бирманской ветвью: хани, фула, лаху, лоло.

Конфессиональный состав. Вьетнамское общество склонно к религиозному синкретизму. Это находит выражение в том, что в общинном доме (динь), который служит также деревенским храмом, представлены алтари с пантеоном различных местных духов-покровителей и многочисленными изображениями будд и бодхисаттв, Конфуция и исторических персонажей. В буддийских храмах зачастую поклоняются не только Будде, но и местным божествам и духам. Почти в каждом крестьянском жилище можно видеть два алтаря – один, посвященный предкам, а другой – Духу Земли (Онг Диа).

Большинство вьетнамцев, независимо от религиозных предпочтений и политических воззрений, считает, что хранить память о предках – это их нравственный и религиозный долг. Могила есть пристанище усопших, но фактически они не мертвы: когда человек становится покойником, его душа продолжает свое существование. Живые и мертвые обитают в одном и том же мире, но существуют в разных формах. Поэтому предки принимают участие в повседневных делах своих потомков и защищают их, иногда посещая во время сна или предупреждая о грозящей опасности. Ввиду того, что души предков играют столь важную роль в судьбах и благополучии нисходящих поколений, сыновние и дочерние обязанности требуют соблюдать длительный траур по умершим, заботиться о жертвоприношениях и содержать в порядке могилы и кладбища.

В начале 20 в. в тех районах бассейна Меконга, где происходила колонизация и освоение сельскохозяйственных земель, возникли две новые религиозные секты: каодай («Верховный дворец») и хоахао («Гармония и благородство»). Первая из них придерживается синкретической доктрины, канон которой основывается на учениях Будды, Христа, Конфуция, Виктора Гюго, Льва Толстого и др. Символом секты каодай служит т.н. «Небесное око», а возглавляет ее собственный «папа», живущий в провинции Тэйнинь, в западной части дельты Меконга. Вторая синкретическая организация, хоахао, придерживается сочетания идей буддизма, даосизма и ряда других религиозных течений. В 1940-х – начале 1950-х годов обе секты выказали притязания на территориальные сферы влияния и содержали собственные милицейские силы. Однако в середине 1950-х годов, воспользовавшись американской финансовой и военной поддержкой, Нго Динь Дьем сумел подорвать их военные и политические позиции. В 1990-х годах в стране еще насчитывалось приблизительно 1 млн. сторонников каодаизма и ок. 0,5 млн. последователей хоахао.

Горные народы Вьетнама сохранили ранние примитивные верования, часть тямов (чамов) придерживается индуизма, другая часть – ислама.

В 1998 во Вьетнаме насчитывалось ок. 2 млн. католиков. Протестантов во Вьетнаме мало, главным образом это представители горных народов.

назад   дальше



ВЬЕТНАМ
ПРИРОДА
Строение поверхности
Климат
Полезные ископаемые
Почвы
Растительность
НАСЕЛЕНИЕ
Демографические данные
Этнический состав и языки
Конфессиональный состав
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
Центральные органы власти
Местные органы власти
Политические организации
Судебная система
Силовые ведомства
Внешняя политика
ЭКОНОМИКА
Иностранные инвестиции
Сельское хозяйство
Промышленность
Транспорт
Внешняя торговля
Банковская система
КУЛЬТУРА
Образование и наука
Архитектура и изобразительное искусство
Литература
Театр
ИСТОРИЯ
Животный мир
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
24/06/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!