
 
|
 |

Адхарма.
Противоположность дхармы адхарма (пали «адхамма») означает отсутствие добродетели и «положительному» злу. В Чхандогья-упанишаде адхарма, наряду с дхармой, названа в числе предметов человеческого познания, а в Катха-упанишаде, где Начикетас просит бога смерти открыть ему то, что лежит за пределами созданного и несозданного, прошлого и будущего, адхармы и дхармы. В Палийском каноне буддистов адхамма устойчивая оппозиция дхаммы: если вторая позволяет обрести хорошее будущее рождение, то первая обеспечивает ад. Страсть, характеризуемая в качестве адхаммы, равнозначна беззаконному желанию. В палийском каноне специальное наставление на эту тему Адхамма-сутта (включающая реально три сутты) содержит перечисление и характеристику 10 разновидностей адхармы: неправильные взгляды, мышление, речь, действия, образ жизни, усилия, внимание, сосредоточение, знание, освобождение (которое тоже может быть неправильным). Ближайший эквивалент адхаммы акусала. В специальной Акусаладхамма-сутте она обобщает восемь противоположностей восьмеричного «благородного пути» ложные взгляды, намерения, речь, образ жизни, действия, внимание, медитация, сосредоточение. В индуистских философских системах адхарма такое предрасположение менталитета, которое ведет к дурному будущему рождению. У Прашастапады различаются три основные причины адхармы: совершение действий, запрещенных священным преданием и противоположных дхарме (недостойное поведение, неправда, незаконное обладание чем-либо), несовершение предписанных действий, пренебрежение своими обязанностями. Как и дхарма, адхарма является одним из природных качеств индивида. Если, согласно ньяя-вайшешике, она свойство самого Атмана, то согласно санкхье свойство «внутреннего органа» (антахкарана), точнее интеллекта-буддхи. Поэтому поведение зависит в определенном смысле от того, какая диспозиция в сознании индивида (независимо от его выбора) преобладает добродетельная или недобродетельная. У наяиков адхарма, как и дхарма, является следствием «активности» (правритти), которая, в свою очередь, обусловливает сансару. Бхасарваджня считает адхарму одной из четырех причин страдания (в тексте «то, что следует устранить»).
Неоиндуизм.
Понятие дхармы в неоиндуизме подвергается трансформации и модернизации, которые наглядно представлены в новых интерпретациях Бхагавадгиты. Так, Б.Ч.Чаттерджи в книге Начала религии (1888), интерпретируя дхарму как религию, распространяет это понятие также на христиан, буддистов, мусульман. С другой стороны, под влиянием французского позитивизма 19 в., он отождествляет религию (как дхарму) с «человечностью» как таковой. В своем Эссе о «Гите» (1921) Ауробиндо Гхош интерпретирует принципы свадхармы как «отношение внешней жизни человека к его внутреннему бытию, развитие его действия из его души и внутренний закон природы» (традиционное истолкование свадхармы в качестве обязанностей, соответствующих варновому долгу, не привлекательно для современного человека). Дхарма соответствует уже индивидуальным дарованиям и средствам самовыражения индивида (а не групповой морали, как в индуизме). Ученик Ганди Виноба Бхаве полагает, что дхарма человека сегодня уже не такова, как десять лет назад, а еще через десять лет также существенно изменится, ибо зависит от «психологической диспозиции», характера. Дхарма далее понимается как существенное свойство не только индивида, но и всего человечества (люди не могут жить на солнце, даже любя его, потому что это противоречит их дхарме).
См. также АРТХА;
АТМАН;
АШРАМЫ;
БРАХМАН;
БУДДА И БУДДИЗМ;
БХАГАВАТГИТА;
БХАСАРВАДЖНЯ;
ВАЙШЕШИКА-СУТРЫ;
ВАРНЫ;
ВЕДЫ;
ДХАРМАШАСТРЫ;
ИНДУИЗМ;
КАМА;
МИМАНСАСУТРА-БХАШЬЯ;
МИМАНСА-СУТРЫ;
МОКША;
НЬЯЯ-БХАШЬЯ;
ПАДАРТХАДХАРМАСАНГРАХА;
ПУНЬЯ;
ПУРУША;
ПУРУШАРТХА;
САНКХЬЯ-КАРИКА;
САТЬЯ;
ШАНКАРА.
назад
|
 |
 |


|