Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
БХАСАРВАДЖНЯ (санскр. ) = Бхавасарваджня , индийский философ. Уроженец Кашмира, работавший в 910 вв., Бхасарваджня сочетал энциклопедическую эрудицию притом не только в текстах ньяи, но и всех ее оппонентов, прежде всего буддистов, с дарованием искусного аналитика и смелым новаторством. Пересматривая ряд основоположных «философских догматов» ньяи и вайшешики, он частично опирался на традицию своей «конфессии» северного шиваизма (школы пашупатов). Бхасарваджня был автором двух произведений Ньяя-сары и автокомментария к ней. Ньяя-сара (Суть ньяи) трактат в трех главах, посвященных трем источникам знания (прамана) восприятию, умозаключению и словесному свидетельству. Уже один этот список означал ревизию классической ньяи, которая изначально признавала четыре источника знания, никогда не отрицая, начиная уже с Ньяя-сутр, этот статус за сравнением (упамана). Сводя четыре источника знания к трем, Бхасарваджня руководствуется не только логическими соображениями, но и «конфессиональными» именно такой их набор признавали пашупаты. Источник знания инструмент прямого и определенного постижения вещи (самъяганубхава), заблуждение столь же определенное, но ложное познание (митхья); область сомнения включает не только колебания субъекта, но также воображение и неопределенные суждения. Восприятие средство непосредственного (апарокша) познания подразделяется на йогическое (объекты которого отдалены в пространстве и времени) и обычное; первое продразделяется на перцепции в «дисциплинированном» и «спонтанном» состояниях сознания йогина; любые восприятия проходят две стадии простого отражения объекта и его понятийной идентификации. Умозаключение средство опосредованного (парокша) познания, реализуемого через прямое инвариантное «сопровождение» (авинабхава) среднего термина (дым) бльшим (огонь), которое есть «проникновение» (вьяпти) одного другим в силу соотношения их имманентных «природ» (свабхава). Умозаключения подразделяются на положительные (анвая) и отрицательные (вьятирека), на работающие с наблюдаемым и ненаблюдаемым объектами, на «умозаключения-для-себя» и «умозаключения-для-других», т.е. силлогизм (в соответствии с классификацией Дигнаги). Второй из пяти членов силлогизма (здесь Бхасарваджня реформу Дигнаги не поддерживает) аргумент (хету) положительный, отрицательный или положительно-отрицательный. Бхасарваджня добавляет еще одну разновидность псевдоаргумента к пяти, признававшимся классической ньяей. Дискуссии он делит на «бесстрастные» и «страстные» первые направлены на раскрытие истины, вторые на победу над противником (здесь он следует классификации Чарака-самхиты); они могут быть (как и для составителя Ньяя-сутр) софистическими и эристическими. Словесное свидетельство средство прямого познания через понимание условных значений (самая) слов также двух видов соответственно наблюдаемости или ненаблюдаемости референта. Ни один из видов сравнения не может претендовать на статус отдельного источника знания. Суждения типа «Гавайя похожа на корову» могут быть включены в словесное свидетельство, «Моя корова похожа на это животное» случай памяти (которая вообще к источникам знания не относится), «Это животное называется гавайя» снова словесное суждение. Заимствуя частично квадрилемму Йога-сутр, Бхасарваджня, далее, делит все объекты познания на те, которых следует достигать, плюс средства их достижения, и те, которых следует избегать, плюс механизмы их осуществления. То, чего следует избегать, это будущее страдание (духкха) 21 разновидности, а именно тело, шесть чувств (включая ум-манас), шесть соответствующих познаний, удовольствие и собственно страдание; каждый из них является либо локусом («местопребыванием»), либо сопровождением, либо причиной последнего. Источники же страдания незнание (авидья), желание (тришна), а также дхарма и не-дхарма (последние два суть причины удовольствий и страданий). То, что должно быть достигнуто, это полное прекращение каких-либо связей со страданием. Средство этого достижения познание реальности, содержанием которого является Атман. Последний предстает также в двух видах: как Бог-Ишвара (всемогущий, всезнающий миросозидатель), бытие которого устанавливается через умозаключение (от следствий, подобных земле, к их причине), и как индивидуальная душа, «вкушающая» плоды сансары; она устанавливается как локус знания и памяти, что опровергает буддийские отрицания Атмана. В противоположность большинству наяиков и вайшешиков Бхасарваджня утверждает, что в состоянии «освобождения», которое достигается йогическим видением Шивы, индивидуальная душа вкушает блаженство и сознательна, и сомневается в том, что кого-либо разумного может привлечь перспектива «освобождения» как состояния полной безэмоциональности. Ньяя-бхушана (Украшение ньяи) посвящена преимущественно полемике. Бхасарваджня критикует семь ошибочного восприятия, принадлежавших другим школам, отстаивает, в оппозиции мимансе, «внешний» критерий истины, отвергает учение философа-грамматиста Бхартрихари об особом, «нефонетическом» носителе значения слов (спхота), а также космологию санкхьи и монистическую доктрину адвайта-веданты, но наибольшее внимание уделяет критике буддийской виджнянавады (отстаивая онтологический плюрализм, он подчеркивает отсутствие различий между монизмом виджнянавады и веданты). Бхасарваджня опровергает учение Праманаварттики Дхармакирти, согласно которому понятийное познание дает нам лишь «практическую истину», универсалии лишь конструкции воображения, апоха-ваду, по которой слова выражают только намерения говорящего, а не объективные реальности, общебуддийскую теорию всемгновенности, а также учение о том, что разрушаемость находится в самой природе вещей, и аргументацию, будто учение об Атмане неизбежно ведет к «закабалению». Бхасарваджня не видит существенного различия между 24 разновидностями качества и категорией движения, поскольку последнее может быть включено в первое. Но не все качества (по вайшешике) суть действительно качества таковым не является число, ибо единица есть лишь «неразличность», а другие числа относятся к «различности»; не относятся к качествам и размеры (типа «большое» или «малое»), ибо они совершенно «субъективны»; раздельность (притхактва) также не качество, но различие, которое относится к категории небытия (качествами не являются также соединение и разъединение, близость и дальность). См. также АВИДЬЯ; АТМАН; ВАЙШЕШИКА-СУТРЫ; ДИГНАГА; ДХАРМА; ДХАРМАКИРТИ; ДУХКХА; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; ЙОГА-СУТРЫ; МОКША; НЬЯЯ-СУТРЫ; САНСАРА; ЧАРАКА-САМХИТА.
|