Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Банковская и денежная системы. До 1989 ведущим банком был Государственный банк Чехословакии, который функционировал и как центральный, и как коммерческий банк страны. Он осуществлял эмиссию и контролировал большую часть финансовой деятельности предприятий. В 1990 появились некоторые новые коммерческие и инвестиционные банки. Единицей денежного обращения является крона, которая до 1988 не была свободно конвертируемой валютой. Государственные финансы. Главным государственным инструментом осуществления финансовой политики являлся бюджет страны. Основными статьями его доходной части были прибыль предприятий и налог с оборота, которым облагались потребительские товары. В 1988 примерно 46% расходов государственного бюджета направлялось на финансирование национальной экономики, 41% на социальные нужды, 11% на вооруженные силы и 2% на содержание управленческого аппарата. После установления коммунистического правления в 1948 частный бизнес и фермерские хозяйства были почти полностью ликвидированы, и подавляющая часть населения получила работу. В 1970-х годах ок. 86% всех занятых в стране работали на государственных промышленных предприятиях и в органах управления, а 14% были членами сельскохозяйственных и других коллективных хозяйств. В 1980-х годах бюрократизм и распад коммунистической идеологии привели к росту коррупции во всех слоях общества, процветанию черного рынка. Все это усиливало общее недовольство режимом, особенно среди городского населения. До ноября 1989 общество оставалось глубоко атомизированным, преисполненным недоверия к социальным структурам если не считать церкви и диссидентского движения. Социальное обеспечение. Чехословакия имела разветвленную систему социального обеспечения, бесплатное медицинское обслуживание населения. Специализированные виды обслуживания находились на высоком уровне, однако в целом медицинское обслуживание оставляло желать лучшего. Государственная система страхования по болезни и в случае потери источника доходов учитывала размеры заработной платы. Система социального обеспечения предусматривала также оплату отпусков и значительной части стоимости путевок в дома отдыха и санатории за счет средств профсоюзов. Религия. На историческое развитие как Чехии, так и Словакии решающее влияние оказало христианство, но их религиозные традиции существенно отличаются друг от друга. В Чехии верность Католической церкви сочеталась с нонконформизмом, ведущим свое начало еще со времен движения гуситов в 15 в. В Словакии, напротив, наряду с католичеством (60% населения) заметную роль играют Евангелическая (6,2%) и Реформатская (1,6 %) церкви.Христианство начало проникать в чешские земли и Словакию в 9 в. как с запада, так и с востока. Апостолы славян Кирилл и Мефодий и мученики Вацлав (ум. 929) и Войтех (Адальберт, ум. 997), которые проповедовали христианство и в Польше, являются здесь наиболее почитаемыми святыми. В 15 в. Чехию охватило мощное движение, которым руководил Ян Гус, национальный герой, идеолог чешской Реформации. Гус был осужден церковным собором и сожжен на костре в 1415. Гуситское движение вылилось в так называемые гуситские войны (14191437) и возникновение церкви чашников (утраквистов) умеренного крыла гуситов. Ее основные догматы изложены в Четырех пражских статьях, составленных в 1420, которые содержали требования свободы проповеди и большей опоры на текст Библии, призывы к борьбе с католическим духовенством и немецким засильем. Другое реформационное движение, оформившееся в организацию Общины чешских братьев, опубликовало в 1588 т.н. Кралицкую Библию. Из их среды вышло много выдающихся деятелей, среди которых первое место занимал один из лидеров Чешских братьев, епископ Ян Амос Коменский (15921670) религиозный мыслитель и просветитель, создатель новой педагогики.С ростом влияния протестантизма в Европе большая часть утраквистов стала приверженцами Лютеранской церкви. Гуситские доктрины и лютеранство имели также заметное распространение в Словакии. Католическая Контрреформация охватила Чехословакию в середине 16 в. с появлением в Праге иезуитов. Успех католичества был связан с военной победой Габсбургов над чехами в битве при Белой Горе в 1620. Протестанты были вынуждены или обратиться в католическую веру, или покинуть страну. Когда в 1781 в Чехии была частично введена свобода вероисповедания, лишь небольшая часть населения вернулась к протестантизму. В 19 в., в эпоху национального возрождения, римское католичество подвергалось серьезной критике со стороны многих представителей чешской интеллигенции, особенно за связь этой религии с властью Габсбургов. Во время Первой мировой войны многие верующие вышли из Римско-католической церкви и примкнули к реформированная католической церкви, созданной в 1920 Чехословацкой церкви (после 1972 Чехословацкая гуситская церковь). Во время Второй мировой войны Римско-католическая церковь в определенной мере вернула себе популярность в чешских землях, в основном из-за симпатий к чешскому католическому лидеру Яну Шрамеку, премьер-министру чехословацкого правительства в эмиграции, а также благодаря архиепископу Пражскому. Серия правительственных актов в 19491950 превратила все католическое духовенство в государственных служащих, получавших жалованье от государства. Вводилась квота на количество новых священников, монашеским орденам не разрешалось принимать в свои ряды новых членов. Церковное руководство назначалось из числа «патриотически настроенных» священников. Несмотря на антирелигиозную пропаганду, многие граждане Чехословакии посещали церковь, и именно церкви оставались центрами антикоммунистических настроений. После революции 1989 свобода вероисповедания была восстановлена, и монашеские ордена возобновили свою работу. В 1990 все епископаты (многие после длительного перерыва) восстановили свою деятельность. |
|