Вывести на печать

Судебная система. Судебные органы Чехословакии после создания в 1948 коммунистического правительства подверглись чистке и были пополнены «народными судьями»; особенно возросла роль государственных обвинителей. По указанию КПЧ они часто принимали решение по судебным делам еще до их рассмотрения в суде. В 1950-е годы прошли многочисленные показательные процессы, носившие политический характер. Арбитражный суд был ликвидирован в 1960-е годы, а реальная защита личных прав граждан в суде затруднена.

Вооруженные силы. Чехословацкая армия стала частью вооруженных сил Варшавского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (денонсирован в 1991). В 1989 она насчитывала ок. 148 тыс. человек в сухопутных войсках, 51 тыс. – в военно-воздушных силах и 131 тыс. человек в пограничных войсках и народной милиции. После 1968 в Чехословакии дислоцировалась группа советских войск численностью 80 тыс. человек.

ПЕРИОД ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕМОКРАТИИ

В 1989 общественное недовольство вылилось в массовые выступления, финалом которых стали события в ноябре 1989, получившие впоследствии название «бархатной революции». Эти выступления отражали неудовлетворенность народов Чехословакии монопольным положением компартии в общественно-политической жизни страны, административно-командными методами руководства, злоупотреблениями ряда ведущих его представителей, медленными темпами демократических перемен. Открытое столкновение с властями началось 17 ноября 1989 в Праге, после разгрома многотысячной мирной демонстрации студентов и горожан.

Оппозиционные группировки образовали в Чехии и Моравии политическое движение Гражданский форум (ГФ). В Словакии аналогичное движение получило название Общественность против насилия (ОПН). Их согласованные действия и угроза всеобщей забастовки привели к тому, что КПЧ практически в течение одной недели утратила свою руководящую роль.

Государственные органы власти. Доминирующее положение в чехословацком обществе ГФ и ОПН позволило приступить к осуществлению глубоких реформ в стране. Были ликвидированы все прежние политические, государственные и экономические структуры, отстранена от власти КПЧ. Победа новых политических сил привела к восстановлению законодательной и исполнительной власти на федеральном уровне и местных органов власти. На основе согласованных решений главных политических сил в стране были назначены депутаты и министры на период до проведения свободных выборов. Выборы в федеральное собрание были проведены в июне 1990, в местные советы – в ноябре 1990. Вновь назначенные члены правительства взяли под свой контроль деятельность органов власти. Государство получило новое название – Чешская и Словацкая Федеративная Республика.

В предвыборный период ГФ и ОПН трансформировались в движение, объединявшее беспартийных граждан и мелкие партии. Возродившиеся партии, а также те, которые играли второстепенную роль при коммунистах, развернули с ГФ и ОПН борьбу на конкурентной основе. К 1990 в Чехословакии насчитывалось ок. 40 партий.

Судебная система. Законодательные акты 1990-х годов подтвердили свободы и права граждан и сделали невозможными злоупотребления со стороны судей и прокуроров. Были приняты новые законы, касающиеся восстановления прав и политической реабилитации граждан. Особое значение имели изменения в уголовно-процессуальном кодексе в сторону его гуманизации, включая отмену смертной казни.

Вооруженные силы. В связи с политическими преобразованиями в ноябре 1989 народная милиция, которая насчитывала 120 тыс. человек и являлась инструментом насилия в руках КПЧ, была распущена. Срок обязательной службы в армии сократился с 2 лет до 18 месяцев, гражданам предоставлялась возможность альтернативной службы сроком на 27 месяцев. Аннулировалось соглашение, в соответствии с которым на территории Чехословакии постоянно находились советские войска. Последние части советской армии покинули страну в июне 1991.

В июне 1990 было избрано новое федеральное собрание, а в ноябре прошли выборы в местные национальные советы. В Чехии на выборах победил ГФ, получивший 53% всех голосов; в Словакии 33% голосов получило движение ОПН и 18% – Христианско-демократическое движение (ХДД). ГФ, ОПН и ХДД сформировали новую федеральную правительственную коалицию. Первой задачей федерального собрания стала разработка новой конституции, которой следовало определить отношения между Чешской и Словацкой республиками.

В январе 1991 федеральное собрание утвердило закон об основных правах и свободах. Однако разногласия между чешскими и словацкими политиками тормозили разработку и федеральной, и республиканских конституций. Все же федеральное собрание приняло 170 законов и конституционных актов, касавшихся таких вопросов, как условия проведения референдума, уголовный и гражданский кодексы, новый коммерческий кодекс, приватизация, налоги, трудовое законодательство, реституция конфискованного имущества и политическая реабилитация.

В 1990–1992 обнаружилась поляризация ведущих политических движений в стране. ГФ и ОПН раскололись на несколько политических партий. Парламентские выборы 1992 стали началом распада Чехословакии как федеративного государства. В Чехии они принесли победу коалиции Гражданской демократической партии (ГДП, вышедшей из рядов ГФ), партии христианских демократов, Гражданскому демократическому альянсу (другая, вышедшая из ГФ партия) и Народной партии; в Словакии – коалиции Движение за демократическую Словакию (ДЗДС, вышедшее из рядов ОПН) и Словацкой национальной партии; а на федеральном уровне – коалиции ГДП и ДЗДС. Серьезные расхождения в руководящих кругах партий возникли по вопросу о темпах экономических реформ: чехи были сторонниками быстрого их проведения, а словаки выступали за постепенность. Лидеры ГДП и ДЗДС не смогли прийти к соглашению относительно будущего федеративного государства и вскоре приняли решение о цивилизованном разделении федерации с 1 января 1993. Оппозиционные партии требовали проведения референдума по этому вопросу, но правительственная коалиция в категорической форме отказалась от этой идеи.

Принятие парламентом в июле 1992 Декларации о суверенитете Словацкой Республики и конституции независимой Словацкой Республики в сентябре 1992 практически предопределили ликвидацию федерации; Чешский национальный совет принял конституцию республики в декабре 1992. 25 ноября 1992 федеральное собрание Чешской и Словацкой Федеративной Республики (ЧСФР) приняло постановление о прекращении чехословацкой государственности в полночь 31 декабря 1992.

назад   дальше



ЧЕХОСЛОВАКИЯ
ПРИРОДА
НАСЕЛЕНИЕ
Этнический состав
Урбанизация
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА
Политические партии
Государственные органы власти
Судебная система
Вооруженные силы
ПЕРИОД ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕМОКРАТИИ
Государственные органы власти
Судебная система
Вооруженные силы
ЭКОНОМИКА
Реформы в период коммунистического правления
Экономическая реформа 1990
Национальный доход
Трудовые ресурсы
Обрабатывающая промышленность
Сельское хозяйство
Лесное хозяйство
Энергетика и горнодобывающая промышленность
Транспорт
Внешняя торговля
Банковская и денежная системы
Государственные финансы
ОБЩЕСТВО
Социальное обеспечение
Религия
КУЛЬТУРА
Образование
Литература и искусство
ИСТОРИЯ
Период до 1620
Период от 1620 до Первой мировой войны
Первая мировая война: 1914–1918
Период президентства Масарика: 1918–1935
Период президентства Бенеша: 1935–1938
Вторая республика и Вторая мировая война: 1938–1945
Третья республика: 1945–1948
Коммунистический режим
Захват власти
Внутренняя политика
Распад Чехословакии
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
25/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!