Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Судебная система. Судебные органы Чехословакии после создания в 1948 коммунистического правительства подверглись чистке и были пополнены «народными судьями»; особенно возросла роль государственных обвинителей. По указанию КПЧ они часто принимали решение по судебным делам еще до их рассмотрения в суде. В 1950-е годы прошли многочисленные показательные процессы, носившие политический характер. Арбитражный суд был ликвидирован в 1960-е годы, а реальная защита личных прав граждан в суде затруднена. Вооруженные силы. Чехословацкая армия стала частью вооруженных сил Варшавского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (денонсирован в 1991). В 1989 она насчитывала ок. 148 тыс. человек в сухопутных войсках, 51 тыс. в военно-воздушных силах и 131 тыс. человек в пограничных войсках и народной милиции. После 1968 в Чехословакии дислоцировалась группа советских войск численностью 80 тыс. человек. Оппозиционные группировки образовали в Чехии и Моравии политическое движение Гражданский форум (ГФ). В Словакии аналогичное движение получило название Общественность против насилия (ОПН). Их согласованные действия и угроза всеобщей забастовки привели к тому, что КПЧ практически в течение одной недели утратила свою руководящую роль. Государственные органы власти. Доминирующее положение в чехословацком обществе ГФ и ОПН позволило приступить к осуществлению глубоких реформ в стране. Были ликвидированы все прежние политические, государственные и экономические структуры, отстранена от власти КПЧ. Победа новых политических сил привела к восстановлению законодательной и исполнительной власти на федеральном уровне и местных органов власти. На основе согласованных решений главных политических сил в стране были назначены депутаты и министры на период до проведения свободных выборов. Выборы в федеральное собрание были проведены в июне 1990, в местные советы в ноябре 1990. Вновь назначенные члены правительства взяли под свой контроль деятельность органов власти. Государство получило новое название Чешская и Словацкая Федеративная Республика.В предвыборный период ГФ и ОПН трансформировались в движение, объединявшее беспартийных граждан и мелкие партии. Возродившиеся партии, а также те, которые играли второстепенную роль при коммунистах, развернули с ГФ и ОПН борьбу на конкурентной основе. К 1990 в Чехословакии насчитывалось ок. 40 партий. Судебная система. Законодательные акты 1990-х годов подтвердили свободы и права граждан и сделали невозможными злоупотребления со стороны судей и прокуроров. Были приняты новые законы, касающиеся восстановления прав и политической реабилитации граждан. Особое значение имели изменения в уголовно-процессуальном кодексе в сторону его гуманизации, включая отмену смертной казни. Вооруженные силы. В связи с политическими преобразованиями в ноябре 1989 народная милиция, которая насчитывала 120 тыс. человек и являлась инструментом насилия в руках КПЧ, была распущена. Срок обязательной службы в армии сократился с 2 лет до 18 месяцев, гражданам предоставлялась возможность альтернативной службы сроком на 27 месяцев. Аннулировалось соглашение, в соответствии с которым на территории Чехословакии постоянно находились советские войска. Последние части советской армии покинули страну в июне 1991.В июне 1990 было избрано новое федеральное собрание, а в ноябре прошли выборы в местные национальные советы. В Чехии на выборах победил ГФ, получивший 53% всех голосов; в Словакии 33% голосов получило движение ОПН и 18% Христианско-демократическое движение (ХДД). ГФ, ОПН и ХДД сформировали новую федеральную правительственную коалицию. Первой задачей федерального собрания стала разработка новой конституции, которой следовало определить отношения между Чешской и Словацкой республиками. В январе 1991 федеральное собрание утвердило закон об основных правах и свободах. Однако разногласия между чешскими и словацкими политиками тормозили разработку и федеральной, и республиканских конституций. Все же федеральное собрание приняло 170 законов и конституционных актов, касавшихся таких вопросов, как условия проведения референдума, уголовный и гражданский кодексы, новый коммерческий кодекс, приватизация, налоги, трудовое законодательство, реституция конфискованного имущества и политическая реабилитация. В 19901992 обнаружилась поляризация ведущих политических движений в стране. ГФ и ОПН раскололись на несколько политических партий. Парламентские выборы 1992 стали началом распада Чехословакии как федеративного государства. В Чехии они принесли победу коалиции Гражданской демократической партии (ГДП, вышедшей из рядов ГФ), партии христианских демократов, Гражданскому демократическому альянсу (другая, вышедшая из ГФ партия) и Народной партии; в Словакии коалиции Движение за демократическую Словакию (ДЗДС, вышедшее из рядов ОПН) и Словацкой национальной партии; а на федеральном уровне коалиции ГДП и ДЗДС. Серьезные расхождения в руководящих кругах партий возникли по вопросу о темпах экономических реформ: чехи были сторонниками быстрого их проведения, а словаки выступали за постепенность. Лидеры ГДП и ДЗДС не смогли прийти к соглашению относительно будущего федеративного государства и вскоре приняли решение о цивилизованном разделении федерации с 1 января 1993. Оппозиционные партии требовали проведения референдума по этому вопросу, но правительственная коалиция в категорической форме отказалась от этой идеи. Принятие парламентом в июле 1992 Декларации о суверенитете Словацкой Республики и конституции независимой Словацкой Республики в сентябре 1992 практически предопределили ликвидацию федерации; Чешский национальный совет принял конституцию республики в декабре 1992. 25 ноября 1992 федеральное собрание Чешской и Словацкой Федеративной Республики (ЧСФР) приняло постановление о прекращении чехословацкой государственности в полночь 31 декабря 1992. |
|