Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Энергетика и горнодобывающая промышленность. В связи с ростом тяжелой промышленности в Чехословакии существенно увеличилось производство и потребление энергии. Поскольку страна не имела запасов нефти и природного газа, до 1960 она почти полностью удовлетворяла свои потребности в энергии за счет угля каменного, бурого и лигнита; их добыча возросла с 26 млн. т в 1950 до 101 млн. в 1984, но к 1988 сократилась до 96 млн. т. Самый крупный буроугольный бассейн находится вблизи городов Мост и Соколов в северной Чехии, недалеко от границы с Германией. Высококачественный коксующийся уголь добывается в Чешской Силезии ок. города Острава, недалеко от польской границы. Менее значительные месторождения каменного угля разрабатываются в Чехии поблизости от городов Кладно, Пльзень и Трутнов. Каменный уголь добывается исключительно шахтным способом, в то время как бурый уголь в больших открытых карьерах. 60% потребляемой в Чехословакии энергии к концу 1980-х годов обеспечивалось за счет отечественных ресурсов, в основном угля, и 40% за счет импорта нефти и газа, поступавших главным образом из СССР. В 1981 Чехословакия импортировала из СССР 19 млн. т сырой нефти и нефтепродуктов, но уже в 1989 менее 17 млн. т, что связано с увеличением импорта советского природного газа, достигшего в 1988 11 млрд. куб. м. Газ поступал по магистральному трубопроводу с пропускной способностью 54 млрд. куб. м, который проходит через территорию Чехии и Словакии из России в Западную Европу. В 1988 в структуре энергобаланса Чехословакии 58% приходилось на уголь, 21% на нефть, 12% на природный газ, 8% на ядерные электростанции и остальное (около 1%) на гидроэлектростанции. До конца 1970-х годов электроэнергия вырабатывалась исключительно на электростанциях, которые работали на угле и располагались вблизи угольных месторождений в северной и восточной Чехии и в западной Словакии. Производство электроэнергии заметно возросло: с 24,5 млрд. кВт Чч в 1960 до 45,2 в 1970 и 87,4 в 1988. Из этого количества 68% энергии было получено за счет использования ископаемого топлива, 27% атомной энергии и 5% гидроэлектростанций. Руды. Железная руда единственная из руд металлов, запасы которой в Чехословакии весьма значительны; для выплавки чугуна и стали использовались также импортные руды. В 19701980-х годах Чехословакия добывала 1,7 млн. т железной руды (с содержанием железа 30%), а импортировала ок. 13 млн. т (с содержанием железа 60%) из СССР и еще 2 млн. т из других стран.Месторождения железной руды находятся в центральной Чехии и восточной Словакии. Чехословакия ведет в значительных масштабах добычу урана. В небольших количествах добывается сера, руды цинка, меди, марганца, сурьмы и ртути. Транспорт. Протяженность железных дорог в конце 1990-х годов составляла 13,1 тыс. км, из которых 29% были электрифицированы; сеть современных усовершенствованных шоссейных дорог 73,5 тыс. км. По железным дорогам перевозилось 72% грузов, государственными автотранспортными предприятиями 12%, автотранспортом других предприятий 10% и водным транспортом 5% всех грузов. Объем перевозок автотранспортом постепенно возрастал, в основном за счет доставки пассажиров и грузов на короткие расстояния. Сеть автобусных сообщений в Чехословакии охватывала почти все поселения. В 1988 в стране было 3 млн. автомобилей и ок. 395 тыс. грузовых машин и автобусов. Государственная авиакомпания (Чехословацкие авиалинии, ЧСА) обслуживала 45 регулярных авиалиний общей протяженностью 89 500 км.Наиболее важными водными артериями для внутреннего водного транспорта являются реки Лаба (в Германии она называется Эльба) и Влтава. Лаба судоходна на протяжении 800 км от Колина (вблизи Праги) до Гамбурга в Германии, крупнейшего морского порта на Северном море. Чехословакия имела свой собственный свободный от таможенных пошлин причал в Гамбурге для перегрузки с морских судов на речные; Дунай дает выход к Черному морю через словацкие порты Братислава и Комарно. Внешняя торговля. Чехословацкая внешняя торговля после 1948 в значительной мере была направлена на обеспечение потребностей советской промышленности, удовлетворение нужд менее развитых в промышленном отношении стран, входящих в сферу влияния СССР, и усиление оборонной мощи стран-членов СЭВ. Чехословакия экспортировала в эти страны промышленные товары в обмен на сырье. Некоторые новые виды продукции, например передвижные электростанции, землечерпалки и речные пассажирские суда, производились специально для СССР. Взамен Советский Союз обеспечивал Чехословакию сырой нефтью, природным газом, деловой древесиной хвойных пород, железной рудой и ферросплавами. Взаимные поставки товаров внутри стран СЭВ в 1970-х 1980-х годах оплачивались по ценам, которые базировались на средних ценах мирового рынка.Доля Чехословакии в международной торговле в конце 1980-х годов (менее 1%) снизилась по сравнению с началом 1970-х годов. В 1988 экспорт страны оценивался примерно в 25, а импорт в 24,3 млрд. долларов. Около 60% чехословацкого экспорта в 1988 составляли машины и оборудование, из них 84% предназначалось для Советского Союза и стран Восточной Европы. В 1980-х на топливо и сырье приходилось почти 25% чехословацкого экспорта, который направлялся в основном в страны Западной Европы. Другими важными статьями экспорта были чугун и сталь, химикалии, лес и пиломатериалы, пищевые продукты и скот. Более половины стоимости импорта приходилось на советские нефть, природный газ и сырье. Машины и оборудование составляли более трети стоимости импорта, а пищевые и потребительские товары ок. 12%. Около 75% всей внешней торговли Чехословакии приходилось на Советский Союз и страны Восточной Европы. Среди других стран наиболее важными партнерами были ФРГ, Югославия и Австрия. Дефицит внешней торговли в 1990 составлял 8 млрд. долл. (менее 20% годовой стоимости чехословацкого экспорта). |
|