Вывести на печать

ЭКОНОМИКА

Возникшая после распада Австро-Венгрии независимая Чехословакия, на долю которой пришлось ок. 25% территории и населения бывшей империи, унаследовала большую часть ее промышленных ресурсов. В пределах Чехословакии оказался основной угольный бассейн Австро-Венгрии, два крупнейших ее индустриальных района, богатая лесами Словакия, плантации сахарной свеклы в Моравии и Чехии и большая часть богатейших сельскохозяйственных угодий. Промышленность размещалась главным образом в чешских землях; Словакия оставалась в основном аграрной страной. Однако значительная часть как рынков сбыта, так и необходимых для развития промышленности источников сырья находились за пределами вновь возникшей Чехословацкой республики.

Несмотря на ограниченность собственной сырьевой и топливной базы и узость внутреннего рынка, Чехословакия достигла перед Второй мировой войной (1939–1945) значительного уровня экономического развития, используя иностранные инвестиции и заявив о себе на внешних рынках. С 1918 по 1939 ок. 60% общего производства промышленной продукция шло на экспорт. Торговыми партнерами Чехословакии были в основном европейские страны, прежде всего Германия.

В конце 1940-х годов Чехословакия взяла на вооружение советскую модель экономического развития; основное внимание уделялось ускоренному развитию тяжелой индустрии по сравнения с легкой промышленностью и производством потребительских товаров, принимались централизованные планы для определения направлений, темпов и методов концентрации ресурсов в интересах ускоренной индустриализации. Решения политического руководства определяли весь процесс планирования и не подлежали обсуждению, что позволяло правительству мобилизовать и концентрировать ресурсы в отдельных отраслях и районах. Национализация экономики являлась непременным условием планового ведения хозяйства.

На первом этапе национализации в конце 1945 были приняты декреты, в соответствии с которыми некоторые ключевые отрасли промышленности, такие как горнодобывающая промышленность, черная металлургия, производство электроэнергии подлежали полной национализации. Через год после принятия этих декретов 60% рабочих в чешских районах работало уже на национализированных предприятиях. Второй этап начался в 1948, когда новое коммунистическое правительство провело почти полную экспроприацию собственности. К 1949 государство контролировало уже всю промышленность и фактически ликвидировало частные предприятия.

Коллективизация сельского хозяйства началась в 1948, вторая ее волна относится к 1956. К 1960 она практически завершилась. В 1987 64% сельскохозяйственных земель находилось в собственности коллективных хозяйств, члены кооперативов владели совместно землей и средствами производства и распределяли между собой доходы после отчисления определенного, заранее назначенного процента государству; 30% сельскохозяйственных угодий находилось в собственности государственных хозяйств. Еще 4% сельскохозяйственных земель принадлежало частным хозяевам, находилось в индивидуальном пользовании членов кооперативных хозяйств и несельскохозяйственных предприятий.

Реформы в период коммунистического правления. В течение 40 лет проводились четыре реформы управления плановой экономикой (1953, 1958, 1965 и 1980), но ни одна из них не была реализована полностью. Планы на различные периоды составлялись для отдельных предприятий (с учетом их большей или меньшей самостоятельности) отраслевыми ведомствами, промышленными министерствами или государственной плановой комиссией. Последняя занималась долговременным (обычно на 5 лет) и оперативным (на 1 год) планированием в соответствии с генеральной линией развития, определяемой политическим руководством страны, а также с учетом данных о выполнении предыдущих планов выпуска продукции. Долгосрочный план обычно «спускался» в органы, занимавшиеся оперативным планированием в соответствии с новыми директивами и целевыми установками.

Первая реформа 1953 ставила целью «экстенсивное развитие», при котором основные усилия направлялись на увеличение темпов прироста объема валовой продукции, а не на повышение ее качества, уровня технической оснащенности производства, развития торговли и сферы обслуживания. Основные расходы предприятий по капиталовложениям и на техническое развитие производства покрывались за счет централизованных фондов, в которые направлялось от 80 до 90% доходов предприятий.

Реформа 1958 продолжила реформу системы управления 1953. Для повышения производительности труда и преодоления тенденции к экономическому спаду ведущие экономисты, в частности Ота Шик, выступили в 1965 за децентрализацию планирования и за больший учет таких факторов, как спрос, предложение и финансовые стимулы. В ходе реформы делались попытки сочетания централизованного планирования и рыночных отношений, регулируемых с помощью экономических механизмов. Однако условия 1960-х годов не способствовали внесению каких-либо изменений в государственную монополию на право собственности в промышленности, и вместо этого было принято решение о переходе на самоуправление предприятий. Выборные советы рабочих получили право контролировать деятельность предприятий. Вторжение 1968 положило конец либеральным тенденциям в экономике и политике и заставило страну вернуться к прежней практике централизованного планирования и экономического взаимодействия со странами советского блока.

Следующая попытка осуществить реформы относится к 1980, но она представляла собой лишь модификацию системы централизованного планирования с сохранением приоритетов экстенсивного роста. Полное несоответствие этой реформы требованиям жизни обнаружилось после 1980, когда начали ухудшаться экономические позиции Чехословакии в мире из-за низкого качества товаров, снижения производительности труда и падения темпов экономического роста.

Результаты централизованного управления экономикой и недостаточно последовательного проведения реформ привели к нарушению равновесия по всем основным показателям, чрезвычайно большим капиталовложениям, возникновению огромного внутреннего долга. Все это усугублялось изношенностью производственного оборудования и зданий, недостаточным развитием инфраструктуры и ухудшением состояния окружающей среды.

назад   дальше



ЧЕХОСЛОВАКИЯ
ПРИРОДА
НАСЕЛЕНИЕ
Этнический состав
Урбанизация
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА
Политические партии
Государственные органы власти
Судебная система
Вооруженные силы
ПЕРИОД ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕМОКРАТИИ
Государственные органы власти
Судебная система
Вооруженные силы
ЭКОНОМИКА
Реформы в период коммунистического правления
Экономическая реформа 1990
Национальный доход
Трудовые ресурсы
Обрабатывающая промышленность
Сельское хозяйство
Лесное хозяйство
Энергетика и горнодобывающая промышленность
Транспорт
Внешняя торговля
Банковская и денежная системы
Государственные финансы
ОБЩЕСТВО
Социальное обеспечение
Религия
КУЛЬТУРА
Образование
Литература и искусство
ИСТОРИЯ
Период до 1620
Период от 1620 до Первой мировой войны
Первая мировая война: 1914–1918
Период президентства Масарика: 1918–1935
Период президентства Бенеша: 1935–1938
Вторая республика и Вторая мировая война: 1938–1945
Третья республика: 1945–1948
Коммунистический режим
Захват власти
Внутренняя политика
Распад Чехословакии
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
19/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!