Вывести на печать

Народное образование. Дания – страна практически всеобщей грамотности. Среди взрослых доля неграмотных не превышает 1%. Все дети в течение 9 лет посещают общеобразовательные школы. В государственных школах имеется также факультативный 10-й класс. В начале 1970-х годов лишь 20% учащихся общеобразовательных школ после сдачи экзамена поступали в гимназии (средние школы) с трехлетним сроком обучения. Однако, по закону об образовании 1976, доступ в гимназии был открыт всем учащимся. Этот закон позволил также родителям и местным властям в большей степени влиять на выбор подростком жизненного пути. Закон 1994 предоставляет еще бльшие возможности для получения образования. Поступление выпускников гимназий в университеты зависит от итогов конкурсных экзаменов. Чтобы получить высшее образование, лицам, не имеющим аттестата об окончании гимназии, необходимо пройти двухлетний курс обучения и сдать специальный экзамен. Вся система образования, включая частные платные школы, субсидируется государством.

Хорошо известны датские народные школы для взрослых, в которых учатся лица старше 18 лет. Они живут при школах и проходят курс обучения продолжительностью до 40 недель. По окончании этих школ не проводятся экзамены и не выдаются аттестаты. Такие народные школы стали создавать в середине 19 в. в сельских районах в основном для молодых фермеров. Однако в 20 в. многие школы были открыты в городах.

В систему профессионального образования Дании входят высшие школы экономики, управления и иностранных языков; фармацевтические, библиотечные, педагогические и стоматологические колледжи и технические институты, Королевская Академия изящных искусств и Консерватория в Копенгагене. Имеются университеты в Копенгагене, Ольборге, Орхусе, Оденсе и Роскилле, Королевский ветеринарный и сельскохозяйственный университет, Датская высшая техническая школа и Датская инженерная академия. В высших учебных заведениях страны в 1995 обучались свыше 155,7 тыс. студентов (примерно 45% лиц студенческого возраста), т. е. на 25% больше, чем в 1985. Расходы государства на народное образование составляют 8,3% ВВП.

Литература и искусство. Дания дала миру много талантливых писателей, среди них Сёрен Киркегор, Ханс Кристиан Андерсен, Й.В.Йенсен (Нобелевская премия 1944), Мартин Андерсен-Нексё и Хенрик Понтоппидан (Нобелевская премия 1917). В романах Тита Йенсена, Йенса Петера Якобсена и романтических повестях Исаака Динесена (Карен Бликсен) запечатлены знаменательные события в жизни страны. Романы Х.К.Браннера, Мартина А.Хансена, Якоба Палудана, Ханса Кирка и Кнуда Сённербю – яркие образцы современного реализма. Особое место занимает творчество поэта-философа Пита Хайна. Новые формы утвердились и в современной датской поэзии (Том Кристенсен, Пауль ла Кур, Нис Петерсен).

Насущные проблемы общественной жизни середины 20 в. подняли видные датские драматурги Кай Мунк, Кьелль Абелль и Карл Сойя. Их пьесы, раскрывающие внутренний мир человека и его отношение к обществу, ставились в театрах не только в самой Дании, но и за ее пределами. В конце 20 в. появилась целая плеяда таких незаурядных писателей, как Оле Вивель, Клаус Рифбьерг, Улла Рюм, Стиг Далагер, Инге Кристенсен, Хенрик Норбрандт, Кирстен Торуп, Бо Грен Йенсен, Марианна Ларсен, Сусанна Брёггер и Петер Хёэг.

Лучшие образцы современной датской архитектуры создали Кай Фискер, Хак Кампман, Оге Рафн, Арне Якобсен, К.Ф.Мёллер и Поуль Бауман, спроектировавшие здания университета в Орхусе и полицейского управления в Копенгагене, ряд многоквартирных домов и резиденцию Датской радиовещательной компании. Новые формы использовали также Йёрген Бо и Вильхельм Волерт, создатели комплекса музея современного искусства Луизиана (в Хумлебеке близ Хельсингёра), и Йёрн Утсон, автор проекта здания оперного театра в Сиднее (Австралия).

В скульптуре произведения Адама Фишера, Герхарда Хенинга, Кая Нильсена и др. отражают абстрактные и модернистские тенденции, весьма далекие от романтических традиций Бертеля Торвальдсена и других датских мастеров начала 19 в.

Первая половина 19 в. – «золотой век» датской живописи. Плеяда талантливых мастеров (К.В.Эккерсберг, К.Кёбке, Й.Т.Лундбю и др.) оставила реалистические полотна (портреты, пейзажи, виды городов, жанровые композиции). В конце века приобрела известность группа художников (А.Анкер, М.Анкер, П.С.Кройер и др.), работавших в районе косы Скаген, на крайнем севере Дании. Они изображали природу и людей этого края, используя богатство цветовой палитры, но отдавая предпочтение светлым тонам. Подобно французским импрессионистам, они стремились познать гармонию человеческого бытия и передать поэтическое восприятие мира. На смену импрессионизму появилось модернистское и абстрактное искусство таких мастеров, как А.Йорн, К.-Х.Педерсен, Э.Якобсен, Р.Мортенсен. Их творчество достигло расцвета в 1920–1930-е годы. Разнообразие жанров датской живописи продемонстрировали художники, связанные с объединением «Корнер»: В.Брокдорф, К.Бовин, О.Кильберг, Э.Карлински, Н.Лергор, Э.Сюберг, Х.Шерфиг и др. Многие из них прославились как мастера пейзажной живописи, воссоздававшие облик родной страны. Заметное место в творчестве членов объединения занимает портретная живопись (В.Краг-Хансен). Выделяется группа художников-пейзажистов «Фюнской школы» (Поуль Сёренсен и др.), работавших на пленэре на о.Фюн. Датские художники добились больших успехов в графике и прикладном искусстве, особенно в росписи керамики.

Современные датские музыканты испытали глубокое влияние более ранних композиторов – таких, как Карл Нильсен, Финн Хёфдинг, Эббе Хамерик и Нильс Вигго Бентсон. Влияние джаза и стиля Белы Бартока прослеживается в творениях Хермана Коппеля и Бернхарда Кристенсена. Королевский Датский симфонический оркестр и оркестр Датского радио наряду с классическим репертуаром часто исполняют произведения современных композиторов. Королевский балет имеет высокую репутацию с 18 в. и достиг вершин мастерства в первой половине 19 в., когда здесь работал артист и балетмейстер Август Бурнонвиль. На развитие датской оперы большое влияние оказал композитор Хокон Борресен, автор Королевского гостя и Каддары.

назад   дальше



ДАНИЯ
ПРИРОДА
Строение поверхности
Климат
Реки и озера
Почвы
Флора и фауна
НАСЕЛЕНИЕ
Демография
Этногенез
Конфессиональный состав
Города
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Государственное устройство
Суды
Местные органы управления
Политические партии
Вооруженные силы
Внешняя политика
ЭКОНОМИКА
Валовой внутренний продукт
Сельское хозяйство
Зерновые культуры и корнеплоды
Овощеводство и садоводство
Животноводство
Занятость и механизация в сельском хозяйстве
Рыболовство
Промышленность
Легкая промышленность
Промышленные центры
Энергетика
Сфера обслуживания
Транспорт
Внешняя торговля
Денежное обращение и банки
Государственный бюджет
ОБЩЕСТВО
Социальное обеспечение
Социальные проблемы
Организации
Положение трудящихся
КУЛЬТУРА
Народное образование
Литература и искусство
Научно-исследовательские работы
Музеи
Издательская деятельность
Популярные виды искусств
Спорт
Обычаи и праздники
ИСТОРИЯ
Древний период
Средневековый период
Период Реформации
Борьба за господство в Северной Европе
Девятнадцатый век
Двадцатый век
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
25/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!