Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Города. В послевоенный период по данным переписей прослеживается четкая тенденция урбанизации. Крупнейшими городами страны являются (численность населения на 1992) после Бухареста (2 354 000 человек) Брашов (в послевоенное время назывался Сталин) 329 000, Констанца 350 000, Тимишоара 334 000, Яссы 314 200, Клуж 328 000, Галац 326 000. По Конституции 1965, главными органами государственной власти являлись Великое национальное собрание и Государственный Совет. Национальное собрание парламент избирался всенародно на срок в пять лет. С 1975 на выборах многих местных собраний стали выставлять свои кандидатуры несколько претендентов, хотя все кандидаты, как и ранее, проходили через процедуру одобрения Фронтом демократии и социалистического единства (ФДСЕ), созданным и контролируемым РКП. Государственный совет состоял из 20 человек и возглавлялся президентом. Все его члены выбирались национальным собранием из числа депутатов. Совет номинально подчинялся национальному собранию, но функции обеих ветвей власти состояли только в ратификации предложений, представленных на рассмотрение РКП. Совет министров, избиравшийся национальным собранием и отвечавший перед ним и Государственным советом, представлял собой главный институт исполнительной власти. Возглавляемый также Чаушеску, он обладал широкими полномочиями в экономической, юридической, военной и культурной сферах. Местные и региональные дела и проблемы, которые не были напрямую связаны с центральным правительством, находились в компетенции народных советов. Система субординации делала их ответственными перед районными советами и в конечном счете перед Советом министров, хотя народные советы избирались всенародно. Высшим органом судебной власти был Верховный суд, члены которого назначались национальным собранием; его деятельность контролировалась генеральным прокурором, который также назначался этим собранием и совмещал посты высшего чиновника юстиции и государственного обвинителя, фактически всегда выигрывавшего все судебные дела. Суды более низких инстанций иерархически подчинялись верховному суду, как правило утверждая рекомендации прокурора. Посткоммунистическое государство. Режим Чаушеску пал 22 декабря 1989. Власть перешла в руки временного правительства Фронта Национального Спасения (ФНС). ФНС был главной политической силой в Совете Национального Единства временном парламенте, который включал в себя более десятка других партий, большинство из которых были антикоммунистическими. ФНС возглавили Ион Илиеску, бывший секретарь РКП, который добился поста президента, и Петре Роман, бывший деятель системы высшего образования. Выборы состоялись в мае 1990. Илиеску получил 85% голосов; Роман стал премьер-министром и сформировал кабинет из 23 человек. Был создан новый двухпалатный парламент, состоящий из 387 мест в нижней палате национальном собрании; 119 мест в верхней палате сенате. ФНС добился большинства в выиграл 67% мест в каждой из палат. Другие партии обвиняли его в давлении на средства информации и запугивании своих оппонентов во время выборной кампании, в ходе которой ФНС обещал построить демократическое общество и свободную экономику. Началось составление проекта новой конституции. Некоторые виды подавления сохранились не без содействия лишь по видимости исчезнувшей секретной полиции, «секуритате». Антикоммунистические демонстрации в феврале и июне 1990 были подавлены.Законодательное собрание Румынии приняло новую посткоммунистическую конституцию, получившую одобрение в конце 1991 на всенародном референдуме. Конституция, за основу которой была взята французская модель, устанавливала смешанную президентско-парламентскую систему. Законодательная ветвь власти в рамках этой системы состоит из двух палат: высшей сената и низшей палаты депутатов. Вторые всеобщие выборы в Румынии в сентябре 1992 укрепили роль президента Иона Илиеску в политической жизни посткоммунистической Румынии. Набрав в первом туре 47% голосов, а во втором 61%, Илиеску вновь занял доминирующие позиции среди кандидатов. Эмиль Константинеску, кандидат оппозиционной Демократической конвенции, сумел привлечь в первом туре более 31% голосов, но во втором получил всего 7% дополнительных голосов и с 39% голосов проиграл выборы. Результаты голосования в законодательные органы явились отражением гораздо более существенных изменений. Занимая по-прежнему наибольшее число мест в палате депутатов, ДФНС (Демократический фронт национального спасения) непосредственный преемник ФНС набрал всего 28% голосов. В то же время разительно возросла поддержка партий, входивших в состав Демократической конвенции, которая в 1992 набрали более 20% голосов. Добившись успеха в ходе избирательной кампании, президент Илиеску и его политические союзники не смогли провести в жизнь программу реформ. Правительства, возглавлявшиеся его политическими союзниками, погрязли в скандалах; экономическая ситуация в стране не способствовала повышению ее международного статуса. Ситуацию усугубили обвинения в адрес правящей партии и ее тесных связях с бывшими коммунистами, а также с экстремистскими националистическими партиями Партией национального единства румын (ПНЕР) и партией «Романия маре». Вследствие этого к моменту третьих посткоммунистических выборов в стране, состоявшихся в 1996, рейтинг Илиеску и его партии (еще раз переименованной и получившей название Партия социал-демократии Румынии ПСДР) снизился до такой степени, что Демократическая конвенция смогла взять власть в свои руки. В заключительном туре президентских выборов ее кандидат Эмиль Константинеску получил 54% голосов по сравнению с 46% голосов, поданных за Илиеску. В палате депутатов Демократическая конвенция собрала 30% голосов, что явно превосходило ПСДР с 21% голосов, и смогла сформировать новое правительство, которое возглавил премьер-министр Виктор Чорба. (В апреле 1998 премьер-министром стал Раду Василе.) |
|