Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Школами сарвастивады были в определенном смысле уже указанные выше кашмирские и гандхарские абхидхармики, которые, по мнению ряда исследователей, признавали одинаковый корпус Абхидхарма-питаки основную составляющую в наследии сарвастивады, хотя и расходились с ними в признании отдельных дисциплинарных и дидактических текстов. Ответвлением сарвастивады считается мулясарвастивада («коренная сарвастивада»), тексты которой сохранились в Тибетском каноне. В Средней Азии найдены фрагменты Махапаринирванасутры (немецкой экспедицией в Турфане), соотносимые с традицией Виная-питаки. Начальный канон мулясарвастивадинов, который, как и канон сарвастивадинов, был составлен на гибридном санскрите (включавшем пракритизмы), сохранился лишь в виде отдельных фрагментов. У этой школы, как и у самих сарвастивадинов, сохранилась версия «уставного» текста для монахов Пратимокша-сутра. Считается, что знаменитый сборник буддийской дидактическо-повествовательной прозы Дивья-авадана (34 вв.) также заимствовал значительную часть своих историй из Виная-питаки мулясарвастивадинов.К дочерним философским направлениям сарвастивады относится просуществовавшая до 10 в. тамрашатия; ее представители отрицали квазиперсону-пудгалу, признававшуюся ватсипутриями и самматиями. О другом направлении хетуваде («учащие о причинах») мало что известно, и есть основания полагать, что речь идет о прозвище сарвастивадинов. Значительно больший след в истории философии оставила дарштантика древняя саутрантика. Значение сарвастивады следует видеть не только в создании классической теории дхарм и системной разработке тематических единиц доктрины классического буддизма, но и в том, что именно она стимулировала те оппозиционные течения философии буддизма махаяны, которым принадлежит столь значительный вклад в историю индийской мысли. Именно на критике учения сарвастивадинов о «собственной природе» дхарм основывается учение о пустотности (шуньята) в философии мадхьямики, а на критике ее атомизма отрицание существования объектов вне сознания в философии виджнянавады. См. также АБХИДХАРМИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ; АНАТМАВАДА; АРХАТ; АШВАГХОША; БАХУШРУТИЯ; БОДХИСАТТВА; БУДДА И БУДДИЗМ; ВАСУБАНДХУ; ДУХКХА; ДХАРМЫ; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; ПУНЬЯ; САНСАРА; САТЬЯ; СВАБХАВА; СТХАВИРАВАДА; ТРИКАЯ; ТРИПИТАКА; ЧАЙТИКА; ШУНЬЯТА. |
|