Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
ТРИКАЯ (санскр. «три тела» Будды), учение о «трех телах Будды». Классический буддизм. Термин «дхаммакая» («тело дхармы») появляется уже в текстах Палийского канона. В школе, отпочковавшейся от махасангхики уже в 3 в. до н.э., локоттараваде, само название которой означает «учение о надмирной природе Будды», основатель буддизма превращается в божество, его истинная природа мыслится «бесконечной», а исторический Будда трактуется лишь как средство адаптации (анувритти) к условиям проповеди для земных существ. В школе саутрантика, самом позднем ответвлении «ортодоксального» буддизма стхавиравады, по крайней мере ко 2 в.н.э. сформировалось учение о том, что Будда располагает, помимо земного тела, также и двумя неземными. Школы махаяны. Одним из ранних источников по трикае является приписываемая Ашвагхоше (12 вв.) Махаянашраддхотпадашастра (Наука пробуждения веры махаяны), согласно которой адепт, прошедший все требуемые ступени и освободившийся от сансары, достигает состояния истинного, абсолютного бытия, которое именуется дхарма-кая («тело дхармы») и является совокупностью истинно-сущих дхарм в их состоянии сверхбытия. Кроме этого тела он обладает еще одним именуемым «самбхога-кая» («тело блаженства» или «тело пользования»), означающее, что каждый будда, даже достигший нирваны, обладает особенным телом, созданным его заслугами, и пользуется всеми его совершенствами, а также имеет возможность «наслаждаться» общением с высшими из бодхисаттв. Наконец, будда отличается от «обычного архата» тем, что помогает и другим достичь «пробужденности» (бодхи), и с этой целью является им в виде обычного земного учителя, располагая тем, что называется нирмана-кая («тело призрачное»). Концепция трех тел Будды встречается в первых текстах цикла Праджняпарамиты, например в Ашатасахасрике (12 вв.), а также у основателя школы мадхьямика Нагарджуны (23 вв.). Все ранние махаянские концепции трех тел объединяло представление о том, что каждый будда располагает каждым из этих тел. Новая трактовка восходит к Ланкаватара-сутре (34 вв.) и Ваджраччхедика-сутре (4 в.), где дхарма-кайя становится единым бытийным принципом дхармата, коему причастны в своей общей сущности все будды одновременно. Сам Будда намекает на это своему ученику Субхути уже в Ваджраччхедике, где называет тщетным служение ему в его «образной» форме и прямо говорит об этом в Ланкаватаре, подчеркивая, что он и другие «совершенные будды» идентичны через единство дхарма-каи. Сам термин «три-кая» и философская интерпретация «трех тел» устанавливается в 4 в. в школе виджнянавадинов, уже у ее «отцов» Асанги и Васубандху. По конечной версии махаянистов, дхарма-каю можно считать всеобщим «первопринципом» и бытийным Абсолютом; самбхога-каю «собором» многочисленных небесных будд, наделенных совершенствами мудрости (праджня) и сострадания (крипа), доступных лишь духовному зрению бодхисаттв, хранителей буддийского рая (буддакшетра), не способных, однако, собственными усилиями даровать адептам «освобождение»; нирмана-каю телесно ограниченными и смертными земными буддами, которые являются временно в мир, чтобы проповедовать богам и людям дхарму, но не способны ни облегчить страдания, ни ускорить «освобождение». Асанга и Васубандху координируют «три тела» и три уровня реальности: Будда-Абсолют соответствует «совершенной природе» (паринишпанна-свабхава), небесные будды «зависимой природе» (паратантра-свабхава), земные иллюзорной (кальпита-свабхава). В Суварнапрабхаса-сутре (Сутра золотого блеска), составленной в 45 вв., утверждается, что реально у Татхагаты лишь «нематериальное» тело дхармы, из идей и ментальных составляющих, а его явления в мире относятся к видимости. |
|