Вывести на печать

ТРИПИТАКА (пали , санскр. – «Три корзины [текстов]»), также Типитака, канонические собрания текстов школ классического буддизма, включавшие Виная-питаку (Корзина дисциплинарных правил), Сутра-питаку (Корзина наставлений) и Абхидхарма-питаку (Корзина доктрин). Эту трехчастную структуру канонических собраний текстов можно считать линией демаркации между классическим буддизмом (который принято некорректно называть хинаяной – «узкий путь» или «узкая колесница») и теми реформаторскими течениями, которые, стремясь показать свое превосходство над первым, присвоили себе почетный титул махаяна («широкий путь» или «широкая колесница») и создавали другие собрания авторитетных текстов, в значительной мере имитировавшие тексты Трипитаки (прежде всего диалоги Суттра-питаки), но не следовали принципам трехчастного канона. Отдельные компоненты Трипитаки на различных индийских языках, в том числе на санскрите и гибридном санскрите, а также на среднеиндийских языках сохранились в преданиях многих школ раннего буддизма. Некоторые школы признавали авторитетными все части Трипитаки – помимо тхеравадинов, также ватсипутрии или махищасаки. Другие акцентировали значимость отдельных частей сравнительно с другими: стхавиравадины почитали прежде всего Суттра-питаку, сарвастивадины – Абхидхарма-питаку, апарашайлы и пурвашайлы – только Виная-питаку, гокулики – только Абхидхарма-питаку. Некоторые дополняли трехчастный канон новыми «корзинами». Так, махасангхики добавляли к трем частям Самъюкта-питаку и Дхарма-питаку, а бахушрутии (признавашие уже «трансцендентность» некоторых буддийских учений) добавляли к названным также Бодхисаттва-питаку, тогда как дхармагуптаки сохраняли из традиционных частей только Виная-питаку, добавив, наряду с тремя новыми, также Дхарани-питаку (вероятно, тексты магических формул).

Полностью сохранившееся каноническое собрание Трипитаки – составленное на древнем среднеиндийском языке пали – принадлежит «ортодоксальной» школе тхеравадинов. Канонические тексты собирались, передавались изустно, модифицировались наставниками, проповедниками и миссионерами буддийских общин в течение многих веков, поэтому материал палийской Трипитаки относится к широкому временному континууму от эпохи Будды (по современной датировке – 5 в. до н.э.), некоторые проповеди которого, вероятно, сразу запоминались специальными рецитаторами его общины (бханаки) вплоть до времени частичной записи их на пали в 1 в. до н.э. Процесс «канонизации» наследия тхеравадинов этим не завершился. Тексты Трипитаки продолжали создаваться заново, редактироваться, записываться и переписываться вплоть до 5 в. – времени создания «сплошного» комментария к Трипитаке, который можно считать палийской переработкой сингальских комментариев коллегией экзегетов, возглавлявшихся Буддагхосой. Потому историческая подлинность текстов Трипитаки (которые в целом располагаются в пределах тысячелетия) в каждом случае требует специального изучения.

I. Виная-питака состоит из трех частей. Суттавибханга является комментарием к патимоккхе – 227 дисциплинарным правилам для монахов в связи с конкретными проступками членов раннебуддийской монашеской общины-сангхи и соответствующими наказаниями – от увещаний до изгнания из сангхи. Эти правила отражают реальную практику регулярных чтений патимоккхи в постные дни (упосатха) новолуния и полнолуния. Вторую часть составляют Кхандхаки – в двух версиях (Махавагга в 10 главах и Чуллавагга – в 12), где подробнейшие дисциплинарные правила (предписывающие, как проводить период дождей, одеваться, приготовлять лекарства и т.п.) «разбавляются» дидактическими и историческими легендами. К первым относятся рассказы о том, как происходили отдельные обращения в буддийскую общину, ко вторым – частичное жизнеописание Будды (обретение «просветления», первые странствования и первые ученики) и сказания о первых двух буддийских соборах в Раджагрихе (вскоре после кончины Будды) и в Вайшали. Париваранапатха, третья часть, составляется из 19 текстов катехитического типа, включая вопросы и ответы по дисциплинарным проблемам.

II. Сутта-питака, древнейшая и основная часть Трипитаки, является единством пяти больших собраний текстов (никаи), из которых первые четыре тематически более или менее однородны (изложение Буддой, но иногда и его учениками отдельных предметов буддийского учения-дхармы), а последний является собранием разнородных материалов, объединенных позднее. Первые четыре собрания Сутта-питаки открываются неизменной формулой «Так я слышал», произносимой от лица повествователя (с целью доказать достоверность повествования), за которой следует сюжетная рамка наставления, а затем само наставление, которое Будда произносит в диалоге с кем-либо из собеседников или монологично. Эти четыре собрания текстов различаются не содержательно, но количественно и структурно – по длине сутт и способу организации их последовательности. Все пять больших собраний текстов Сутта-питаки включают в различных пропорциях прозаические и стихотворные компоненты.

1) Дигха-никая (Корпус длинных наставлений) включает 34 объемных сутты (суттанты). К ним относятся в первую очередь сутта 1 Брахмаджала-суттанта (Наставление о сети Брахмы), излагающая 10 мировоззренческих предметов в 62 «позициях» анонимных философских кружков «шраманов и брахманов» – как «догматиков», так и «скептиков». В сутте 2 Саманнапхала-суттанта (Наставление о плодах подвижничества) представлены основные фрагменты, выражающие философское кредо шести наиболее популярных учителей шраманского периода – материалиста Аджита Кесакамбалы, адживиков Пурана Кассапы, Пакудха Каччаяны и знаменитого Маккхали Госалы, скептика-«скользкого угря» Санджаи Белаттхипутты и основателя джайнизма, фигурирующего под именем Нигантхи Натапутты. В сутте 3 Амбаттха-суттанта (Наставление об Амбаттхе) Будда предстает критиком варновой системы, в первую очередь претензий брахманов на «природную» исключительность. В сутте 13 Тевиджджа-суттанта (Наставление о знании Трех Вед) критике подвергаются уже ритуализм и претензии брахманов на познание Брахмана как первоначала мира. В сутте 23 Паяси-суттанта (Наставление о Паяси) буддийский монах Кумара Кассапа вступает в полемику с аристократом-материалистом Паяси (возможно, судя по аналогии с текстами джайнского канона, отражение образа царя Кошалы Прасенаджита), пытавшимся доказать отсутствие у человека души. В знаменитой сутте 16 Махапариниббана-суттанта (Наставление о великой нирване Будды) описываются последние часы пребывания основателя буддизма на земле, его завещание монахам («Все составленное разрушается – будьте светильниками самим себе!»), а также чудеса, которые, как считают буддисты, сопровождали его кончину. В сутте 20 Махасамая-суттанта (Наставление о великом собрании божеств) Будда, собрав однажды на лесной поляне у себя на родине, в Капилавасту, пятьсот монахов, обнаруживает, что туда же сошлись божества десяти мировых систем, чтобы почтить его и тех, кто с ним. Это смогли обнаружить и четверо «тонко видящих» богов суддхавасов, каждый из которых, придя туда, произносит краткий гимн в честь Будды, которому поклоняются все небожители. Построение нового пантеона из материалов традиционного, брахманистского, и возвышение Будды над людьми и богами (которое ведет к его обожествлению) является устойчивым мотивом как Дигха-никаи, так и других собраний текстов Сутта-питаки.

2) Маджджхима-никая (Корпус средних наставлений) объединяет 152 сутты средней длины и развивает темы, весьма близкие только что изложенным. В сутте 93 Ассалаяна-сутта (Наставление об Ассалаяне) Будда снова, в беседе с молодым брахманом Ассалаяной, обосновывает безосновательность варновой системы и претензий брахманов. Как бы в подкрепление идеи религиозного эгалитаризма сутта 86 Ангулимала-сутта (Наставление об Ангулимале) повествует об обращении Буддой разбойника Ангулималы, который не только принял дхарму, но и смог достичь нирваны. В сутте 56 (Упали-сутта) Будда обращает уже одного из преданных его сопернику Джине Махавире мирянина Упали, а в ряде других (например, Ваччхаготта-сутта), демонстрируется диалектическое искусство самого основателя буддизма как одного из философов-полемистов шраманской эпохи и его решения философских дилемм его времени (прежде всего – философии «активизма» и «фатализма») с изложением воззрений уже названных шраманских философов (Аппанака-сутта, Сандака-сутта).

3) Самъютта-никая (Корпус связанных наставлений) объединяет 2889 сутт, распределенных в 56 группах с различными повествователями (таковы ученики Будды – Кассапа, Сарипутта и другие). Сутта 11 группы 56 – знаменитая первая проповедь Будды в Оленьем парке Бенареса, называемая Дхаммачаккаппаваттана-сутта (Наставление о повороте колеса дхармы), где излагаются четыре «благородные истины» о всеобщности страдания (дуккха), наличия у него причины, его прекращении и пути, ведущем к его прекращению. В том же собрании сутт излагается учение о взаимозависимом происхождении состояний существования индивида в сансаре (формула патиччасамуппада). Здесь также нет недостатка в попытках подчинения Будде брахманистского пантеона: сам ведийский Индра (Сакка) неоднократно выступает в качестве его скромного почитателя. К темам Самъютта-никаи, получившим художественное воплощение, относятся баллады, посвященные Маре (демон-искуситель в буддизме) и монахиням.

4) Ангуттара-никая (Корпус наставлений больших на единицу) включает 2308–2363 сутты (в разных редакциях), распределенных по 11 разделам (нипаты). В первом обсуждаются единичные понятия и предметы учения, во втором – парные, в третьем – триады (мысль – слово – действие; три вида монахов; три «вестника богов»: старость, болезнь и смерть; три причины царствования смерти над миром; три обстоятельства, которые ведут женщин в ад и т.д.) и далее в порядке восхождения. Тексты всех четырех собраний содержат значительные параллели, происхождение которых связано не только с общностью предания, но и с жанровыми особенностями: буддийские катехизаторы и миссионеры пользовались большим количеством формул, иллюстративных примеров и клише, которые по мере надобности можно было помещать в любое наставление или проповедь.

5) Кхуддака-никая (Корпус кратких наставлений) включает разнообразный материал, которые компиляторам Типитаки хотелось канонизировать, но который по происхождению вполне разнороден и объединяется в 15 различных по жанру и объему группах текстов. В целом в текстах этого корпуса в большей мере, чем в четырех первых собраниях Сутта-питаки, отражается постепенное обожествление Будды. Первая группа текстов Кхуддака-патха содержит наставления для буддийского послушника, связанные прежде всего с этикой. Вторая группа состоит из общепризнанного шедевра буддийской литературы – Дхаммапады, или антологии 423 дидактических стихов, распределенных по 26 главам. Третья группа, Удана, включает, в свою очередь, восемь подгрупп (вагги), содержащих по 10 сутт, посвященных дидактическим повествованиям (например, об обращении Буддой его сводного брата Нанды) и «догматическим» формулировкам (например, определения нирваны). Итивуттака содержит 112 кратких сутт, среди которых особо известна сутта 27, посвященная состраданию всем существам. Суттанипата – группа 54 стихотворных поучений, диалогов и баллад, многие из которых весьма древнего происхождения, – уступает Дхаммападе по популярности, но не по литературным достоинствам. Шестая и седьмая группы сутт – Виманаваттху и Петаваттху – повествуют о тех деяниях, которые ведут к переселению после смерти в небесные и, соответственно, адские обители и могут рассматриваться в качестве иллюстраций буддийской трактовки закона кармы. Восьмая и девятая группы – Тхерагатха (Песни монахов) и Тхеригатха (Песни монахинь) – образцы аскетической поэзии, прославляющей отречение от мира. Десятое собрание текстов Кхуддака-никаи – знаменитое собрание 547 джатак, или сказочных описаний предшествовавших рождений Будды (который здесь именуется бодхисаттвой). Эти описания можно рассматривать как буддийскую интерпретацию общеиндийского фольклорно-дидактического наследия; сюжеты джатак стали популярнейшими мотивами буддийского изобразительного искусства. В отличие от этой религиозной беллетристики, одиннадцатая группа, Ниддеса, представляет собой собрание экзегетических текстов, содержащих не только истолкования собственно буддийского учения, но и результаты буддийских исследований грамматики и лексикологии. Патисамбхидамаггу можно считать учебником буддийской «догматики»: здесь исследуются четыре «благородные истины», этические первопринципы, буддийская версия закона кармы. Ападана жанрово ближе всего к джатакам: в ней излагаются подвиги прошлых будд и архатов, а также тех, кто выбрал стезю «одинокого будды» (паччекабудда). Четырнадцатое сочинение – Буддхавамса, в которой Будда сам повествует о своих 24 предшественниках, действовавших в 12 последних мировых периодах. Последняя группа текстов – Чарияпитака, состоящая из 35 стихов, в которых прославляются совершенства (парамиты) Будды в его прошлых рождениях.

III. Абхидхамма-питака представлена трактатами, в которых «учительный» материал Сутта-питаки и доктринальный материал другого происхождения систематизируется по нумерологическим группам тематических единиц (cp. принцип организации Ангуттара-никаи) – отдельные составляющие буддийского учения классифицируются и определяются (нередко через цепочки синонимов). Этих трактатов семь: ДхаммасанганиИсчисления предметов учения этико-психологического содержания в четырех больших разделах; ВибхангаКлассификации общих и частных предметов учения; ДхатукатхаОбсуждение элементов – как способов классификации дхарм, так и самой экспозиции буддийского учения; ПуггалапаннатиОписания индивидов по их психологическим и нравственным характеристикам; КатхаваттхуПредметы дискуссий тхеравадинов с другими школами классического буддизма, касающиеся 252 доктринальных предметов; ЯмакаПарные вопросы о распределении терминов в пропозициях, которые можно определить как упражнения в «прикладной логике», и МахаппакаранаБольшой трактат, посвященный дифференциации 24 типов отношений между объектами (преимущественно дхармами). Тексты Абхидхамма-питаки – базовые источники по различным течениям в рамках школ классического буддизма начиная уже по крайней мере с эпохи Третьего буддийского собора, созванного Ашокой в Паталипутре в 3 в. до н.э. (Катхаваттху), и образования 18 раннебуддийских школ, а также по опытам системной аналитики понятий в классическом буддизме.

Типитака тхеравадинов – целая библиотека буддийской литературы. Это наглядно иллюстрируется изданием ее в 39 томах в Бангкоке в 1894. Китайская Трипитака, основанная на канонических собраниях других буддийских школ, представляет собой еще более объемистое книжное собрание: в своей «минимальной» версии содержит 100 томов (в «максимальной» – в три раза больше) – разумеется, в расширенном понимании канонического собрания буддийских текстов, в которое включалась практически вся буддийская и не только буддийская литература. Тексты Трипитак являются важнейшими составляющими в буддийских литературах Центральной и Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.

См. также АРХАТ; БОДХИСАТТВА; БРАХМАН; БУДДА И БУДДИЗМ; БУДДАГХОСА; ВАРНЫ; ВЕДЫ; ДЖАЙНСКИЙ КАНОН; ДУХКХА; ДХАРМА; ДХАРМЫ; КАРМА; МАККХАЛИ ГОСАЛА; НИРВАНА; ПАРАМИТЫ; ПРАТЬЕКАБУДДА; САНСАРА.



Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в систему свои работы, чтобы они стали доступны всем! Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Добавить работы →

Последнее обновление -
06/12/2019

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!