Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
БОДХИСАТТВА (пали , санскр. «cущество, стремящееся к просветлению»), в традиционном буддизме и буддизме махаяны, лицо, принявшее решение стать буддой, чтобы достичь нирваны и помочь другим существам выйти из безначальных реинкарнаций и страданий. В «ортодоксальном» буддизме тхеравады образ бодхисаттвы занимает почетное, но сравнительно маргинальное положение. Бодхисаттвами были только бывшие будды (их насчитывается 24, последним был исторический Будда Гаутама Шакьямуни), а также будда грядущего мирового порядка Майтрея. На этом пути будущие будды культивировали все необходимые «совершенства» (парами), а также со-страдание к живым существам (каруна) и со-радование им (метта), а в собрании джатак описываются подвиги самопожертвования Будды в его прежних рождениях, наподобие знаменитого кормления голодной тигрицы собственным телом, подвиги, явно противоречащие буддийской ориентации на срединный путь между любыми крайностями. В сотериологии махаяны идеал бодхисаттвы становится приоритетным и определяющим. Его реализация возможна уже не только для 25 будд, но и для каждого буддиста. На то имеется и «космологическая санкция»: число бодхисаттв, как и будд, мыслится бесконечным, и они населяют не только земной, но и небесные миры. Будущий бодхисаттва, которым может быть не только человек, но и любое другое существо, дает однажды великий обет достичь «просветления» и избавить все существа от круговорота сансары. В поэме Шантидэвы Бодхичарьяватара (78 вв.) бодхисаттва торжественно обещает использовать накопленную им «заслугу» (пунья) для облегчения страданий живых существ (передача заслуги в традиционном буддизме была немыслимой) и служить лекарством, врачом и сиделкой всем, кто еще не избавился от болезней сансары; он хочет быть защитником нуждающихся в защите, проводником блуждающих в пустыне, кораблем, пристанью и мостом для ищущих берега в море сансары, светильником слепых, ложем уставших и слугой всех нуждающихся. Длительность пути бодхисаттвы исчисляется мировыми периодами. Бодхисаттва должен достичь 10 ступеней совершенства, которым посвящались отдельные трактаты и которые соответствуют 10 «совершенствам» парамитам. Некоторые классификаторы вменяют ему также обретение 37 начал просветления, в числе которых четыре состояния внимания, четыре сверхспособности и пять сверхсил. Еще одно отличие махаянского бодхисаттвы культивирование созерцания пустотности всего сущего (шуньята), которое мыслится необходимым условием сострадания, но на деле оказывается условием его «снятия»: поскольку все сущее пусто и преходяще и некого и нечего почитать или порицать, то нет ни радости, ни страдания, а потому и того, что следует любить или ненавидеть. «Ищите их, увещевает Шантидэва, и вы их не найдете!».Бодхисаттвы занимают значительное место в пантеоне центральноазиатской и дальневосточной махаяны и включают ряд учителей буддизма (начиная с Нагарджуны и Асанги), но преимущественно мифологические персонажи, список главных из которых варьирует от 8 до 10 (наиболее популярны Авалокитешвара, Манджушри, Ваджрапани, Кшитигарбха). Путь бодхисаттвы. Иерархия ступенек лестницы достижений бодхисаттвы обнаруживается в Аштасахасрикапраджняпарамите (12 вв.), в Лалитавистаре (34 вв.), в современной ей Махаяанасутраланкаре, но специальным эссе на данную тему была Дашабхумикасутра (Наставление о десяти уровнях) трактат протойогачары, составленный, вероятно, в 3 в., в котором иерархизируются уровни совершенства того, кто следует «путем бодхисаттвы», каждый из которых соотносится с определенным «совершенством» парамитой, что позволяет составителю текста систематизировать практически всю сотериологию махаяны. 10 «ступеней» излагаются бодхисаттвой Ваджрагарбхой в ответ на просьбу Будды рассказать о них всем присутствующим.На первой ступени «радостной» (прамудита) начинающий бодхисаттва овладевает совершенством щедрости (дана). Он доверяет буддам, заботится обо всех, прилежен в изучении дхармы; его щедрость «нематериальна», ибо он сострадает живым существам, которые не заботятся о своем «освобождении», и готов пожертвовать ради них женами, детьми, членами тела, здоровьем и самой жизнью. «Радостной» эта ступень оказывается потому, что он ликует из-за своего превосходства над «обычными людьми». На второй ступени «незагрязненности» (вимала), адепт овладевает совершенством нравственности (шила), который идентичен «профессиональному» освоению самодисциплины по методу классического восьмеричного пути (последний включается, таким образом, в виде «частного случая» в иерерахию достижений в махаяне). «Незагрязненность» означает освобождение от нечистоты аффектов, ибо практикующий на этой стадии становится свободным от желаний, другом, наставником и покровителем других существ. На третьей ступени «лучезарной» (прабхакари) адепт становится «светильником учения», способным к уразумению сокровенных умозрительных истин. Здесь он овладевает совершенством терпения (кшанти), ибо денно и нощно изучает махаянские сутры. На этой же ступени он становится экспертом в четырех нормативных медитациях и достигает «обителей Брахмы», развивая благость, со-страдание (каруна), со-радование (майтри) и бесстрастие, и уже начинает излучать свет в небесных регионах. Четвертая ступень «пламенная» (арчишмати) позволяет адепту созерцать истинную природу всех существ и населяемого ими мира. В его «огненном» видении отражаются преходящий характер сущего и значение «освобождения», и он бросает прощальный взгляд на остатки ложных воззрений, прежде всего связанных с представлением о своем Я. Здесь он овладевает совершенством мужества (вирья), так как окончательно укрепляется в истинной вере в «три драгоценности» буддизма Будду, учение и общину. Пятая ступень «чрезвычайно труднодостижимая» (судурджая), ибо только теперь можно «реализовать» различие истины конвенциональной (самврити-сатья) и абсолютной (парамартхика-сатья) и, соответственно, конечную «пустотность» всего сущего. Поскольку адепт печется о благе живых существ, эта ступень соотносится с освоением совершенства медитации (дхьяна). Шестая ступень «перед лицом [полной ясности]» (абхимукхи), ибо на данной стадии адепт становится экспертом в совершенстве познания (праджня). Познание-премудрость позволяет ему видеть глубинное единство сансары и нирваны , а также то, что все вещи суть «только сознание».На седьмой ступени «далеко распространяющейся» (дурангама) адепт становится настоящим бодхисаттвой. Он может войти в паранирвану, но медлит ради «освобождения» других существ, предпочитая «активную нирвану» (апратиштхита-нирвана). Теперь он овладевает сразу двумя новыми совершенствами: умением использовать любые средства ради помощи «сансарным» существам (упая) и способностью передавать им свой запас «заслуги» (пунья). Восьмая ступень «недвижимая» (ачала), ибо бодхисаттва непоколебим в своей решимости действовать в этом мире ради «освобождения» других существ. Соответствующим совершенством является поэтому верность великому обету (пранидхана). Бодхисаттва может принимать любой внешний облик, чтобы оказать помощь другим существам. На девятой ступени «благочестивого размышления» (садхумати) бодхисаттва использует весь свой интеллектуальный потенциал для проповеди дхармы. Здесь реализуется совершенство всемогущества (бала), которое проявляется также в постижении бодхисаттвой магических формул (дхарани), этих «словесных талисманов», которые он передает дальше ищущим «освобождения». Наконец, десятая ступень «облако учения» (дхармамегха) превращает его в небесного бодхисаттву. Он восседает, как «освященный» (абхишикта) на небе, на великом лотосе, и его тело излучает особый свет. Соответствующее совершенство полнота знания (джняна), а с облаком он сравнивается потому, что, подобно тому, как оно проливает дождь, он, распространяя свои лучи на землю, смягчает печаль и страдание живых существ. Бодхисаттва становится Майтреей, который ожидает своего часа на небе, чтобы явиться на землю новым буддой. Восхождение адепта, начавшееся с ликования по поводу превосходства над «обычными людьми», завершается полнотой самообожествления. Символика иерархии ступеней продвижения адепта по «пути бодхисаттвы» нашла отражение в буддийском зодчестве. Знаменитый храм архитектурного комплекса Боробудур (Центральная Ява), датируемый 89 вв., состоит из основания (символизирует мир), над которым надстроены шесть квадратных платформ (первые уровни-совершенства), а над ними три круглых (высшие уровни-совершенства), которые завершаются ступой (последняя ступень «небесного бодхисаттвы»). Последовательность ярусов совершенства должна внушать мысль, что можно, начав с щедрости, мало-помалу стать еще одним, новым божеством, способным «проливать» милости на землю. См. также АРХАТ; БОДХИЧАРЬЯВАТАРА; БУДДА И БУДДИЗМ; КАРУНА; МАЙТРИ; НИРВАНА; ПАРАМИТЫ; ПРАТЬЕКАБУДДА; ПУНЬЯ.
|
|