Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
КУМАРИЛА БХАТТА (санскр. ), индийский философ, основатель одной из двух основных школ мимансы. Деятельность Кумарилы приходится на 7 в., местом его рождения считается Южная Индия. Кумариле принадлежат четыре сочинения. Шлокаварттика (Изложение учения в стихах) капитальный труд в 25 главах. Кумарила отстаивает безначальность Вед, которая гарантирует их истинность, приводит новые, в сравнении с Мимансасутра-бхашьей, обоснования «природного» характера связи между словом и объектом, анализирует значение предложения. Кумарила подвергает критике основные доктрины буддистов, в том числе учение о мгновенности сущего (как отрицающее причинность), а также такие концепции Дигнаги, как теория значений слов как отрицаний других значений (амоха-вада) и отождествление средства и результата познания. В противовес наяикам, отстаивавшим внешний критерий истины, он настаивает на ее самодостоверности (уверенность в истине не требует никаких «внешних» обоснований). Вопреки вайшешикам, видевшим в соотношении универсалии и конкретного предмета реляцию присущности, Кумарила предлагает считать актуальным отношение тождества-в-различии (бхеда-абхеда). Однако многое Кумарила заимствует у вайшешиков прежде всего, категориальную систему, принимая без изменений первые четыре категории вайшешики (субстанция, качество, действие и общее с различением большей общности и меньшей) в качестве «положительных» (бхава), а также последнюю категорию небытия, которая характеризуется как «отрицательная» (абхава) и в которой различаются четыре подкласса, вновь заимствованные у вайшешиков (предшествующее небытие вещи до ее появления, последующее вещи после ее разрушения, взаимное двух вещей относительно друг друга, абсолютное фантомных объектов, типа рогов зайца, небесного цветка или сына бесплодной женщины). Кумарила разрабатывает также учение о двух ступенях восприятия первоначального отражения (нирвикальпака) и конкретной перцепции, включающей номинацию объекта (савикальпака). Ни один источник знания, по Кумариле, не позволяет убедиться в существовании Божества (атомы могут «собираться» в протяженные тела и без его участия действием автономного закона кармы), но все они позволяют обосновать существование Атмана как необходимого субстрата внутренних состояний и действий. Тантраварттика и Туптика представляют собой стихотворные субкомментарии к Миманса-сутре комментарии к Мимансасутра-бхашье Шабарасвамина: первый охватывает первые три книги сутр мимансы, второй девять остальных. Дхарма это набор правил, которые изложены в священных текстах и рассматриваются в зависимости от времени, места и особых условий. Кумарила написал также Брихаттику (Великий комментарий), фрагменты которого цитируются в Таттвасанграхе буддиста-виджнянавадина Шантаракшиты (8 в.). Хотя считается, что Кумарила именовал своего старшего современника, основателя другой школы мимансы Прабхакару, «гуру», он находился в оппозиции ему по столь многим вопросам, что представители других даршан нередко рассматривали их как основателей двух различных философских школ. См. также АТМАН; ВАЙШЕШИКА-СУТРА; ДИГНАГА; ДХАРМА; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; МИМАНСА-СУТРА; МИМАНСАСУТРА-БХАШЬЯ; ПАДАРТХАДХАРМАСАНГРАХА; ПРАБХАКАРА.
|