Вывести на печать

ДИГНАГА (санскр. ), основатель школы буддийской логики, живший в 5–6 вв. Жизнеописания Дигнаги у Будона (14 в.), Таранатхи (17 в.) и других тибетских историков индийского буддизма изобилуют мифологическими подробностями. По преданиям, Дигнага родился близ г.Канчи (Южная Индия) в брахманской семье и в раннем возрасте был посвящен в члены «неортодоксальной» буддийской школы ватсипутриев, с которыми он, однако, быстро разошелся. Дигнага отправился на север, продолжив свое образование в Магадхе у знаменитого Васубандху, с которым впоследствии также разошелся – на сей раз по логическим вопросам. В буддийском центре Наланда продолжил изучение виджнянавады, там же прославился, победив в диспуте брахмана Судураджу. Дигнага много странствовал, переходя из монастыря в монастырь и участвуя в публичных диспутах. Хотя это занятие не выделяло его среди других индийских философов, он настолько прославился как полемист и проповедник, что говорили о его «победе над миром» (дигвиджая). Его посещали и кашмирские буддисты, основавшие несколько школ, которые дали впоследствии также крупных логиков. Последние годы Дигнага, как считается, провел в Ориссе (Северо-Запад). Большинство его сочинений сохранились в китайском и тибетском переводах.

К ранним работам Дигнаги относится сжатое изложение основного трактата Васубандху Абхидхармакоша-марма-прадипа, а также комментарий к его учебнику по теории дискуссии Вада-видхи и краткую сводку в мнемонических стихах Ашатасахасрикапраджняпарамиты.

В Аламбанапарикше (Исследование объекта познания) Дигнага развивает положения Васубандху, доказывавшего, что объект познания не может принадлежать внешнему миру. Дигнага ввел два критерия, которым должен отвечать объект познания: быть причиной познания и обладать той же формой, которая проявляется в познании. Внешний объект, обладающий «массивной формой» (стхула-акара), этим условиям не соответствует, а потому можно говорить только об «объекте, являющемся в познании».

Другие сочинения Дигнаги, пользовавшиеся известностью: учебник Ньяя-мукха (Введение в логику) и Хетучакранирная (Установление колеса аргументов), в котором устанавливаются девять возможных реляций между бльшим и средним термином.

Праманасамуччая (Конспект по источникам знания) – основной труд Дигнаги по эпистемологии и логике в шести главах. В главе I проводится различие между восприятием, фиксирующим только мгновенно-частное (свалакшана) и лишенным каких-либо мыслительных конструкций (здесь Дигнага в скрытом виде критикует определение Васубандху), и умозаключением, через которое постигаются только универсалии (саманьялакшана). В главах 2–4 проводится различие между собственно умозаключением как «выводом-для-себя» (свартха-анумана) и силлогистическими пропозициями как «выводом-для-других» (парартха-анумана) – в первом случае имеет место получение нового знания, во втором – лишь его изложение. Дигнага выявляет три необходимые характеристики среднего термина (трайрупья), который должен 1) быть распределен в объеме меньшего термина, 2) присутствовать в однородных случаях, 3) отсутствовать в разнородных. Здесь же выделяются девять возможных реляций, составляющих «колесо аргументов», и исследуются два типа отношений между силлогистическим примером и средним термином («соприсутствие» и «соотсутствие»). В трактате устанавливается форма трехчленного силлогизма, призванная заменить традиционный пятичленный. Значение этой реформы следует видеть в попытке трансформации логики как средства аргументации (развивалась наяиками) в науку о доказательстве. В главе 5 развивается доктрина «отличения от другого» (анья-апоха): слово обозначает не внешний объект (который Дигнагой отрицается) и не класс вещей, но только отличие от других референций («корова» означает не известное животное, но отрицание класса «не-коров»). Глава 6 посвящена псевдоответам (джати), некорректным силлогизмам. В Праманасуччае подняты проблемы семиологии. В своем труде Дигнага выступает с критикой теории познания санкхьяиков, прежде всего их учения о восприятии и классификации умозаключений (от причины к следствию, от следствия к причине и по аналогии), представленной в одном из не дошедших до нас предклассических текстов под названием Шаштитантра (3–4 вв.). Дигнага подвергает критике концепцию восприятия у мимансаков, но в первую очередь первую систематизацию учения ньяи – представленную в Ньяя-бхашье Ватсьяяны, и именно с этой критики (первый значительный ответный залп наяиков был сделан Уддьотакарой, комментатором Ватсьяяны) начинается многовековая философская война буддистов и санкхьяиков, продолжавшаяся до окончательного вытеснения буддизма из Индии. Дигнага написал и автокомментарий к своему основному сочинению.

Дигнаге принадлежала заслуга создания новой категориальной системы, которая обозначалась не как падартхи, а как панчавидхакалпана – «пятеричная конструкция рассудка». Смысл ее заключался в том, что объектом нашего мышления может быть не реальность-сама-по-себе (как в онтологической категориологии вайшешиков) – в буддизме точечные динамические моменты бытия, как абсолютно «частные», мгновенные и невербализуемые, – но сами ракурсы мышления, через которые оно конструирует мир из исходного материала. Система категорий Дигнаги является системой только «имен» (нама): индивиды – собственные имена (нама-кальпана), клаccы – родовые имена (джати-кальпана), качества – обозначения свойств (гуна-кальпана), движения – глаголы (карма-кальпана), субстанции – субстантивы (дравья-кальпана). Однако конструктивное воображение рассудка способно не только к референции, но и к синтезу понятий. Поэтому категории пятеричной конструкции разума находят продолжение в таблице четырех возможных отношений понятий: в виде утверждения (видхи), отрицания (анупалабдхи), тождества (тадатмья) и причинности (тадутпатти).

Самым известным учеником Дигнаги был Ишварасена, основным продолжателем – Дхармакирти (7 в.), автор семи логико-эпистемологических сочинений, в т.ч. Праманаваррттики – теоретически насыщенного комментария к Праманасамуччае. Среди его комментаторов можно выделить Джиненанрабуддхи (9 в.). Категориальная же система Дигнаги развивается в комментарии Камалашилы к Таттвасанграхе Шантаракшиты (8 в.) и ряде других текстов виджнянавады. Дигнага оказал влияние на логико- эпистемологические воззрения вайшешика Прашастапады (6 в.). С его концепциями полемизировали найяики, мимансаки и джайны, а также буддист-мадхьямик Чандракирти (6–7 вв).

См. также АБХИДХАРМИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ; БУДДА И БУДДИЗМ; ВАСУБАНДХУ; ВАТСИПУТРИЯ; ДХАРМАКИРТИ; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; НЬЯЯ-БХАШЬЯ; ПАДАРТХАДХАРМАСАНГРАХА; ПРАДЖНЯПАРАМИТСКИЕ ТЕКСТЫ; ШАШТИТАНТРА.



Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в систему свои работы, чтобы они стали доступны всем! Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Добавить работы →

Последнее обновление -
30/11/2020

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!