Вывести на печать

Политическое, экономическое, социальное и культурное развитие. После 771 до н.э. феодальные князья договорились между собой о разделе страны на несколько государств при сохранении номинального правления династии Чжоу. Со столицей на востоке и императорским наделом на западе этот главный экономический район Китая в течение многих лет не мог встать на ноги, а затем покорился государству Цинь, которое постепенно стало самым сильным среди многих государств, составлявших империю в позднейший период существования династии Чжоу.

Зарождение товарно-денежных отношений привело к трансформации всей экономической системы. Началось становление класса свободных торговцев и ремесленников, защищать права которых зачастую брались сами правители. Конечно, уровень экономического развития в разных районах Китая был неодинаков. В одних местах сохранялись традиционные порядки, в других выросла финансовая аристократия, вступившая в борьбу с феодалами за власть и собственные интересы.

Параллельно изменениям в экономике происходили и перемены в административной структуре. Феодальная система наделения властью постепенно заменялась более строгой системой административных назначений. Различные государства-княжества подразделялись теперь не на вотчинные владения, а на административные единицы разной площади. Эти административные единицы напрямую подчинялись центральному правительству, и все должности там чаще всего заполняли официально назначенные чиновники, а не вассалы.

Видимость национального единства в этот период поддерживалась съездами феодальных князей, на которых, по крайней мере в начальный период, по-прежнему председательствовал император династии Чжоу. На съездах обсуждались проблемы общегосударственного значения и принимались решения об организации карательных экспедиций. Самый влиятельный из феодальных князей занимал положение «главного князя», что признавалось и императором и прочими князьями. Однако между княжествами все чаще вспыхивали войны, в результате чего малые княжества поглощались более крупными. Государства, которые изначально не входили в состав китайской империи, например государство Цинь на западе (бывшая территория Западного Чжоу) и государства Чу и У в центральной части долины р.Янцзы, постепенно превратились в мощные агрессивные державы.

Из литературных памятников Западного Чжоу сохранились три произведения, позднее включенные в число конфуцианских канонов. Хотя, возможно, они «пострадали» от рук последующих издателей, в них все же ощущаются дух и традиции раннего периода эпохи Чжоу. Ицзин (Книга перемен) – сборник предсказаний и наставлений, основанный на приверженности концепции, в соответствии с которой судьбы человека и общества определяются не капризами богов или велениями слепой судьбы, а системой, в которой вселенная и закономерности происходящих перемен составляют единое целое.

Шуцзин (Книга истории), частично составленная в эпоху раннего Чжоу, включает речи императоров и других политических деятелей в определенные исторические моменты. Шицзин (Книга поэзии, или Книга песен) – сборник гимнов, стихов и песен духовного и светского характера. В этот сборник включены оды и баллады, прославляющие великих героев, лирические произведения и песни.

Последние столетия эпохи правления династии Чжоу были самым плодотворным периодом развития китайской философии. Уже в 7 в. до н.э. на одном из конгрессов правителей феодальных княжеств было решено гарантировать ученым высокое социальное положение. Куда бы ученые ни приходили, они повсюду могли рассчитывать если не на политический пост, то как минимум на обеспеченную жизнь. Во взаимной борьбе научных течений эти ученые-администраторы стремились приспособить традиции к складывающейся новой политической и социальной обстановке либо пытались доказать неизбежное исчезновение той или иной традиции. Вместе с тем даже самые традиционные из этих течений отказались от веры в сверхъестественные силы и приверженности принципу феодальной зависимости.

Даосизм как философское учение, наиболее строго придерживающееся изложенных в Книге перемен традиций, основывался на концепции существования в природе вечного и неизменного начала. Концепция «дао» оказалась настолько сильной и влиятельной, что ее стали заимствовать и другие философские школы. Особенно интересной представляется школа т.н. легистов (законников), в учении которых принцип действия естественных законов был превращен в рациональный закон, из которого логически выводились правила руководства государством.

Другая школа, моизм, основанная Мо-цзы (Мо-ди, ок. 479 – ок. 400 до н.э.), проповедовала идею всеобщей любви и взаимной помощи как основополагающий принцип поддержания порядка в человеческом обществе. Как утверждал Мо-цзы, только таким путем можно внести в мир людей согласие и спокойствие, и когда эта цель будет достигнута, император (владыка мира) сможет привести в должное соответствие интересы людей с интересами Неба. См. МОИЗМ.

Системой, в которой традиции и дух перемен слились в единое целое, стало конфуцианство. Конфуций (ок. 551–479 до н.э.) как-то сказал о себе самом, что он отнюдь не создатель, а лишь хранитель традиций. Это заявление особенно справедливо в том смысле, что он проявил исключительный дар в сохранении лишь тех элементов традиций, которые можно было приспособить к реальным историческим переменам. См. КОНФУЦИАНСТВО.

В эпоху позднего Чжоу конфуцианство еще не занимало доминирующего положения в обществе. Прошло несколько столетий, прежде чем оно стало главенствующей идеологией, а со временем и официальной религией императорского Китая. А пока все большее влияние приобретали те из князей, которые придерживались теории легистов и строили свою политику на основе идей, гарантирующих непосредственный успех. В соперничестве за преобладающие позиции далеко вперед вырвалось самое западное княжество – Цинь. В 256 до н.э. с императорским двором династии Чжоу было покончено, а в последующие три десятилетия пришли в упадок и прекратили свое существование все другие княжества. Борьба за власть завершилась в 221 до н.э., когда правитель княжества Цинь объявил себя Первым императором (Шихуанди) всего Китая. См. КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

назад   дальше



КИТАЙ
ПРИРОДА
СТРОЕНИЕ ПОВЕРХНОСТИ
Тибетское нагорье
Пояс нагорий и впадин
Низменные аккумулятивные равнины
Река Хуанхэ и Северо-Китайская равнина
Река Хуайхэ и ее бассейн
Река Янцзы и прилежащие равнины
Долина реки Сицзян
Северо-Восточная равнина
Береговая линия
КЛИМАТ И РАСТИТЕЛЬНОСТЬ
Пространственная дифференциация
Область, расположенная северо-западнее изогиеты 380 мм
Область, расположенная юго-восточнее изогиеты 380 мм
ПОЧВЫ
ЖИВОТНЫЙ МИР
НАСЕЛЕНИЕ
Демографическая политика и рост численности населения
Размещение, плотность населения и процессы миграции
Урбанизация
Китайцы «хань»
Национальные меньшинства
Язык
Религия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ПОЛИТИКА
Образование Китайской Народной Республики
Конституция
Центральные органы власти
Законодательная власть
Глава государства
Исполнительная власть
Судебная власть
Народный политический консультативный совет Китая
Местные органы власти
Коммунистическая партия
Структура КПК и ее деятельность
Коммунистический союз молодежи
Внешняя политика
Китайско-советские отношения
Китайско-американские отношения
Китайско-японские отношения
Китайско-индийские отношения
Китайско-вьетнамские отношения
Вооруженные силы
ЭКОНОМИКА
Традиционная экономика
Экономическое развитие: 1949–1990-е годы
Денежное обращение и банковская система
Национальный доход
Государственный бюджет
Занятость населения
Природные ресурсы и охрана окружающей среды
Энергетика
Промышленность
Сельское хозяйство
Рыбное хозяйство
Транспорт
Сфера услуг
Внешнеэкономические отношения
Качество жизни
ТРАДИЦИОННОЕ КИТАЙСКОЕ ОБЩЕСТВО
Классовая структура
Центры социальной интеграции
Семья и клан
Деревня и город
Ассоциации и объединения
Религиозные верования
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА
Структура общества в коммунистическом Китае
Положение женщин
Структурная организация населенных пунктов
Структура питания
Народное образование
Музеи и библиотеки
Средства массовой информации
Искусство
Кино
Конфессиональный состав
Спорт
Здравоохранение
Праздничные дни
ИСТОРИЯ
Истоки китайской цивилизации
Мифы
Археология
Поздние мифы
ПЕРВЫЕ ДИНАСТИИ
Династия Ся
Династия Шан-Инь
Династия Чжоу
Общественный строй государства Чжоу
Упадок могущества Чжоу
Политическое, экономическое, социальное и культурное развитие
ИМПЕРАТОРСКИЙ КИТАЙ. ПЕРВАЯ ФАЗА
Объединение страны под эгидой династии Цинь (221–207 до н.э.)
Династия Хань (202 до н.э. – 220 н.э.)
Экспансия империи Хань
Ван Ман
Поздняя, или Восточная, Хань
Политический раскол в послеханьский период
ИМПЕРАТОРСКИЙ КИТАЙ. ВТОРАЯ ФАЗА
Династия Суй (581–618 н.э.)
Династия Тан (618–907 н.э.)
Династия Северная Сун (960–1127 н.э.)
Династия Южная Сун (1127–1279)
Монгольская династия Юань (1271–1368)
Династия Мин (1368–1644)
Маньчжурская династия (Цин) (1644–1912)
УПАДОК ИМПЕРАТОРСКОГО КИТАЯ
Восстание и интервенция
Тайпинское восстание
Иностранное влияние и реформы
Реформаторские движения
От реформ к революции
Кан Ювэй и «100 дней реформ»
Боксерское (Ихэтуаньское) восстание
Реформы после Боксерского восстания
Распространение революционных настроений
Республиканская революция
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КИТАЙ: 1912–1949
Республика под властью Юань Шикая
Эра милитаристов
Союз Гоминьдана с коммунистами
Укрепление позиций Чан Кайши
Северный поход
Чистка коммунистов
Конец пекинских милитаристов
Правительство Гоминьдана
Японские завоевания в Китае
Гражданская война между Гоминьданом и коммунистами
На пути к созданию единого фронта
Китайско-японская война и Вторая мировая война
Пассивность националистов
Окончание гражданской войны. Победа коммунистов
КОММУНИСТИЧЕСКИЙ КИТАЙ: ОТ НОВОЙ ДЕМОКРАТИИ К СОЦИАЛИЗМУ
Первое десятилетие политики новой демократии
Разрыв китайско-советских отношений
Культурная революция
Пролетарская диктатура
Новый курс
Военная администрация
Китай и Европа
Ранняя, или Западная, Хань
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
29/03/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!