Вывести на печать

ТРАДИЦИОННОЕ КИТАЙСКОЕ ОБЩЕСТВО

Классовая структура. Подобно другим восточным обществам, Китай на протяжении веков культивировал политическую структуру, наделенную чрезвычайными властными полномочиями. Единственным источником власти был император, правивший «по воле небес». Однако постепенно развитие получали институты, призванные обеспечивать бесперебойное функционирование государственного аппарата и не допустить развития сил, которые могли бы противопоставить себя императорской власти.

Первостепенная роль отводилась формированию аппарата чиновников. Уровень квалификации чиновничества проверялся посредством целой серии государственных экзаменов. Обладатели ученых степеней и чиновники, избранные из их числа, занимали в обществе престижные должности. Помимо ученых-чиновников, или шэньши, в соответствии с китайской социальной теорией выделялись еще три класса: крестьяне, мастеровые-ремесленники и торговцы. Обобщенно представителей всех этих классов называли простолюдинами. Ниже этих классов на иерархической лестнице стояли «подлые люди». К этому разряду относили лиц, выполнявших презираемые обществом обязанности. Дети и потомки этих людей к сдаче государственных экзаменов не допускались. Кроме того, в Китае существовало рабство, однако оно редко играло сколько-нибудь существенную роль.

Центры социальной интеграции. Семья и клан. Семья и клан включали широкий спектр родственников, часть которых могла принадлежать даже к другим классам. В идеальном случае клан представлял собой прочное сообщество, проявлявшее заботу о своих членах, в том числе даже о самых дальних родственниках, и следившее, чтобы наиболее одаренные дети членов клана получали образование. Клан обеспечивал внутреннюю сплоченность благодаря соблюдению обязательных церемоний почитания предков и воспитанию чувства гордости у своих членов за свою родословную. Семья зачастую держалась вместе благодаря единой собственности на землю и наличию на этой земле храмов предков, в которых хранились поминальные таблички, восхвалявшие умерших и служившие предметом поклонения родственников.

Проблема женитьбы решалась в кругу семьи. Брачный союз устраивался с помощью свах. По традиции, согласия детей не спрашивали и вступление в брак было практически обязательным для всех. Лишь буддийские монахи, некоторые даосские жрецы и немногие крайне бедные мужчины оставались холостыми.

Деревня и город. Деревенская община представляла собой низшую форму социальной интеграции. Города, где размещалась администрация, обычно являлись местом торговых базаров и ярмарок, которые объединяли население данного района как в социальных, так и в экономических целях. Городские увеселительные заведения, включая рестораны, чайные и винные лавки, также служили центрами общественной жизни. Владельцы чайных для привлечения клиентов часто нанимали профессиональных рассказчиков. Большой популярностью пользовались театр и разнообразные азартные игры.

Ассоциации и объединения. Важнейшую роль играли гильдии, до 1911 они организовывали и регулировали всю предпринимательскую деятельность в области промышленности и торговли. Гильдии делились на два типа: по ремеслам и по провинциям. Первые регулировали вопросы обучения ремеслам, устанавливали стандарты и уровень качества изделий, а также определяли цены. Провинциальные гильдии представляли торговцев одной провинции или одного города, занимающихся бизнесом в другой провинции или другом городе. Существовало и множество тайных обществ. Некоторые из них формировались для взаимной помощи, другие преследовали политические цели.

Религиозные верования. Народная религия включала в себя элементы анимизма и политеизма. Люди считали, что мир населен множеством духов. Так, духи зла – «гуй» – считались приносящими болезни и бедствия. От этих злых духов можно было защититься либо отогнать их различными способами, включая заклинания и особые церемонии. Вселенная считалась соединением двух элементов – «инь» и «ян». «Инь» означало темноту, зло, женское начало. Воплощением этих качеств был злой дух «гуй». «Ян» означало тепло, свет, добро, мужское начало; вещи, воплощавшие в себе эти качества, могли использоваться для защиты от «гуй». В целом в представлении китайцев мир духов и богов был копией мира людей и государства с той же самой иерархией авторитета и власти. У каждого города имелся свой бог, в какой-то мере соответствовавший местному магистрату. Над вселенной возвышалось «тянь» – «небо», соответствовавшее императору на земле.

В дополнение к этой распространенной религии с ее духами и многочисленными богами существовали пять основных религиозных доктрин: конфуцианство, даосизм, буддизм, ислам и христианство. Конфуцианство, являвшееся скорее этико-политическим учением, чем религией, на протяжении долгого времени – начиная с конца 3 в. до н.э. и до образования республики в 1912 – пользовалось поддержкой государства. Конфуцианская философия содержала в себе основные положения семейного и морального кодекса. Даосизм как религия имел китайские корни, однако испытал влияние буддизма. Даосизм имеет свои храмы, свой пантеон богов и свое учение о будущей жизни с вознаграждениями и карами за прошлое. Буддизм пришел из Индии и получил широкое распространение в Китае, где были построены сотни буддийский храмов и монастырей. Мусульмане живут в Китае повсюду, особенно в северо-западных и юго-западных районах. Христианство, с которым китайцев познакомили миссионеры из Европы и Америки, получило широкое распространение в 19 – начале 20 в., однако число верующих-христиан составляет всего 1% населения страны.

назад   дальше



КИТАЙ
ПРИРОДА
СТРОЕНИЕ ПОВЕРХНОСТИ
Тибетское нагорье
Пояс нагорий и впадин
Низменные аккумулятивные равнины
Река Хуанхэ и Северо-Китайская равнина
Река Хуайхэ и ее бассейн
Река Янцзы и прилежащие равнины
Долина реки Сицзян
Северо-Восточная равнина
Береговая линия
КЛИМАТ И РАСТИТЕЛЬНОСТЬ
Пространственная дифференциация
Область, расположенная северо-западнее изогиеты 380 мм
Область, расположенная юго-восточнее изогиеты 380 мм
ПОЧВЫ
ЖИВОТНЫЙ МИР
НАСЕЛЕНИЕ
Демографическая политика и рост численности населения
Размещение, плотность населения и процессы миграции
Урбанизация
Китайцы «хань»
Национальные меньшинства
Язык
Религия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ПОЛИТИКА
Образование Китайской Народной Республики
Конституция
Центральные органы власти
Законодательная власть
Глава государства
Исполнительная власть
Судебная власть
Народный политический консультативный совет Китая
Местные органы власти
Коммунистическая партия
Структура КПК и ее деятельность
Коммунистический союз молодежи
Внешняя политика
Китайско-советские отношения
Китайско-американские отношения
Китайско-японские отношения
Китайско-индийские отношения
Китайско-вьетнамские отношения
Вооруженные силы
ЭКОНОМИКА
Традиционная экономика
Экономическое развитие: 1949–1990-е годы
Денежное обращение и банковская система
Национальный доход
Государственный бюджет
Занятость населения
Природные ресурсы и охрана окружающей среды
Энергетика
Промышленность
Сельское хозяйство
Рыбное хозяйство
Транспорт
Сфера услуг
Внешнеэкономические отношения
Качество жизни
ТРАДИЦИОННОЕ КИТАЙСКОЕ ОБЩЕСТВО
Классовая структура
Центры социальной интеграции
Семья и клан
Деревня и город
Ассоциации и объединения
Религиозные верования
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА
Структура общества в коммунистическом Китае
Положение женщин
Структурная организация населенных пунктов
Структура питания
Народное образование
Музеи и библиотеки
Средства массовой информации
Искусство
Кино
Конфессиональный состав
Спорт
Здравоохранение
Праздничные дни
ИСТОРИЯ
Истоки китайской цивилизации
Мифы
Археология
Поздние мифы
ПЕРВЫЕ ДИНАСТИИ
Династия Ся
Династия Шан-Инь
Династия Чжоу
Общественный строй государства Чжоу
Упадок могущества Чжоу
Политическое, экономическое, социальное и культурное развитие
ИМПЕРАТОРСКИЙ КИТАЙ. ПЕРВАЯ ФАЗА
Объединение страны под эгидой династии Цинь (221–207 до н.э.)
Династия Хань (202 до н.э. – 220 н.э.)
Экспансия империи Хань
Ван Ман
Поздняя, или Восточная, Хань
Политический раскол в послеханьский период
ИМПЕРАТОРСКИЙ КИТАЙ. ВТОРАЯ ФАЗА
Династия Суй (581–618 н.э.)
Династия Тан (618–907 н.э.)
Династия Северная Сун (960–1127 н.э.)
Династия Южная Сун (1127–1279)
Монгольская династия Юань (1271–1368)
Династия Мин (1368–1644)
Маньчжурская династия (Цин) (1644–1912)
УПАДОК ИМПЕРАТОРСКОГО КИТАЯ
Восстание и интервенция
Тайпинское восстание
Иностранное влияние и реформы
Реформаторские движения
От реформ к революции
Кан Ювэй и «100 дней реформ»
Боксерское (Ихэтуаньское) восстание
Реформы после Боксерского восстания
Распространение революционных настроений
Республиканская революция
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КИТАЙ: 1912–1949
Республика под властью Юань Шикая
Эра милитаристов
Союз Гоминьдана с коммунистами
Укрепление позиций Чан Кайши
Северный поход
Чистка коммунистов
Конец пекинских милитаристов
Правительство Гоминьдана
Японские завоевания в Китае
Гражданская война между Гоминьданом и коммунистами
На пути к созданию единого фронта
Китайско-японская война и Вторая мировая война
Пассивность националистов
Окончание гражданской войны. Победа коммунистов
КОММУНИСТИЧЕСКИЙ КИТАЙ: ОТ НОВОЙ ДЕМОКРАТИИ К СОЦИАЛИЗМУ
Первое десятилетие политики новой демократии
Разрыв китайско-советских отношений
Культурная революция
Пролетарская диктатура
Новый курс
Военная администрация
Китай и Европа
Ранняя, или Западная, Хань
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
24/06/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!