Вывести на печать

Денежное обращение и государственный бюджет. Резервный банк ЮАР, являющийся центральным банком страны, осуществляет эмиссию государственной денежной единицы – ранда, который равен 100 центам.

Государственные доходы ЮАР образуются за счет подоходного налога, налога с продаж, таможенных пошлин и акцизов. В 1996–1997 самой крупной статьей государственных расходов было образование, затем следовали обслуживание государственного долга, социальные услуги, здравоохранение и оборона.

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА

Образование. Перепись населения 1996 зафиксировала, что образование получили ок. 76% африканцев, 90% цветных, 93% индийцев и 99% белых. В 1995 около трех четвертей жителей страны в возрасте от 5 до 24 лет учились в школах, колледжах, университетах или профтехучилищах. В стране насчитывались 382,3 тыс. студентов, проживавших в общежитиях, 166 тыс. студентов, живших вне университетских кампусов, и 274,9 тыс. учащихся профтехучилищ.

До 1994 система государственного школьного образования строилась по расовому признаку. Дети белых получали образование в школах, где обучение велось либо на африкаанс, либо на английском языке. Однако в программу старших классов входило изучение обоих этих языков. Для детей белых образование было бесплатным и обязательным до 16 лет. Практически все дети африканеров учились в государственных школах, а дети англо-африканцев – не только в государственных, но и в элитных частных школах, созданных по образцу английских закрытых привилегированных школ.

Основная роль в распространении образования среди черного населения принадлежала европейским христианским миссиям. Благодаря их усилиям и на их деньги открылись первые школы для африканских детей в 1799 в Капской колонии, в 1833 – в Оранжевом свободном государстве, в 1835 – в Натале и в 1842 – в Трансваале. После образования в 1910 Южно-Африканского Союза увеличились правительственные ассигнования на развитие системы образования для африканских детей. Правительство открывало новые школы, как это происходило в провинции Натал, и оказывало финансовую поддержку миссионерским школам. В 1953 контроль за системой образования для африканцев перешел от соответствующих органов провинций в ведение центрального правительства. Если миссионерские школы отказывались следовать указаниям правительственных органов образования, они лишались государственной поддержки, и лишь католические миссии располагали достаточными финансовыми возможностями, чтобы не зависеть от государственных субсидий. В школьную программу входит изучение африкаанс, английского и африканских языков. В школах для черных детей, многие из которых контролировались родительскими комитетами, много внимания уделялось приобретению практических навыков. Для африканцев было установлено обязательное четырехлетнее обучение с 7 до 11 лет.

Из десяти университетов для белых в четырех языком обучения был английский, в пяти – африкаанс и в одном, университете Порт-Элизабета, – оба языка. До 1959 в университетах Витватерсранда и Кейптауна осуществлялось совместное обучение черных и белых студентов. Тем не менее большинство черных студентов предпочитали учиться либо в независимом университетском колледже Форт-Хэр, выпускники которого получали дипломы университета Родса, или же в Наталском университете, где существовала система раздельного обучения по расовому признаку. Часть студентов избирала заочный способ обучения в университете Южной Африки. В соответствии с законом «Об университетском образовании» 1959, университетам Витватерсранда, Кейптауна и Натала было запрещено, за редким исключением, принимать на учебу небелых студентов. Небелым студентам медицинских и других специальных факультетов было разрешено завершить образование на старом месте в течение пятилетнего переходного периода. Послабления для поступления в университеты для белых были сделаны и тем представителям небелого населения, которые избрали для себя специальность, преподавание которой ведется лишь в «белых» университетах. Под контролем соответствующих правительственных департаментов для черных (банту), азиатских (индийцы) и цветных студентов были созданы отдельные университеты (до 1969 – университетские колледжи). Предполагалось, что африканцы смогут получить высшее образование в одном из новых высших учебных заведений – в университете в Форт-Хэре на территории бантустана Сискей, предназначенном главным образом для студентов коса, в университете Зулуленда в Натале – для студентов-зулу и в Северном университете в Трансваале – для представителей народов тсонга, сото, тсвана и венда. В 1960 в Капской провинции был открыт университетский колледж для цветного населения (ныне – университет Западно-Капской провинции), а в провинции Натал – для азиатского населения (ныне – университет Дурбан-Уэствилл). Кроме того, были открыты еще два университета для африканцев – университет Транскея (1976) и университет Бопхутхатсваны. Что же касается университетов с преподаванием на английском языке, то в нарушение распоряжений правительства на протяжении 1980-х годов они продолжали прием небелых студентов; в 1990 их доля составляла 40% от общего числа студентов.

После ликвидации расовой дискриминации в 1994 в системе высшего образования созданные в период апартеида вузы стали полнокровными центрами высшего образования, наделенными рядом прав и финансируемыми из государственного бюджета.

назад   дальше



ЮЖНО-АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА (ЮАР)
Особенности рельефа
Центральное плато
Большой Уступ
Намакваленд
Капский и Южный прибрежный районы
Юго-Восточный прибрежный район
Трансваальский Низкий Велд
Климат
Общая характеристика
Центральное плато
Намакваленд
Капский район
Южный прибрежный район
Юго-Восточный прибрежный район
Трансваальский Низкий Велд
Растительность
Почвы
Фауна
НАСЕЛЕНИЕ
Демографическая статистика
Африканцы
Белое население
Африканеры
Англо-африканцы
Азиатское население
Города и городские районы
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА
Конституция
Правительство
Президент
Парламент
Судебная система
Провинциальные органы власти
Комиссия по восстановлению правды и примирению
Политические партии
Африканский национальный конгресс
Национальная партия
Партия свободы Инката (ПСИ)
Объединенное демократическое движение (ОДД)
Фронт свободы
Демократическая партия
Панафриканистский конгресс
Внешняя политика
Вооруженные силы
Преступность
ЭКОНОМИКА
Сельское хозяйство
Горнодобывающая промышленность
Обрабатывающая промышленность
Транспорт и связь
Внешняя торговля и инвестиции
Трудовые ресурсы
Профсоюзы
Денежное обращение и государственный бюджет
ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА
Образование
Культура
ИСТОРИЯ
Конституция 1910
Режим Боты – Смэтса
Изменения в экономике и общественной жизни
Внутренняя политика
Правительство Герцога
Политика правительства Герцога – Смэтса
Рост африканерского национализма в 1918–1945
Политика правительства Смэтса в годы Второй мировой войны
Триумф африканерского национализма
Усиление расовой дискриминации
Положение азиатского населения
Организации небелого населения
Выступления африканского населения
Новая конституция
Усиление борьбы против режима апартеида
На пути к реформам
Переход к многорасовой демократии
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
27/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!