Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Денежное обращение и государственный бюджет. Резервный банк ЮАР, являющийся центральным банком страны, осуществляет эмиссию государственной денежной единицы ранда, который равен 100 центам. Государственные доходы ЮАР образуются за счет подоходного налога, налога с продаж, таможенных пошлин и акцизов. В 19961997 самой крупной статьей государственных расходов было образование, затем следовали обслуживание государственного долга, социальные услуги, здравоохранение и оборона. До 1994 система государственного школьного образования строилась по расовому признаку. Дети белых получали образование в школах, где обучение велось либо на африкаанс, либо на английском языке. Однако в программу старших классов входило изучение обоих этих языков. Для детей белых образование было бесплатным и обязательным до 16 лет. Практически все дети африканеров учились в государственных школах, а дети англо-африканцев не только в государственных, но и в элитных частных школах, созданных по образцу английских закрытых привилегированных школ. Основная роль в распространении образования среди черного населения принадлежала европейским христианским миссиям. Благодаря их усилиям и на их деньги открылись первые школы для африканских детей в 1799 в Капской колонии, в 1833 в Оранжевом свободном государстве, в 1835 в Натале и в 1842 в Трансваале. После образования в 1910 Южно-Африканского Союза увеличились правительственные ассигнования на развитие системы образования для африканских детей. Правительство открывало новые школы, как это происходило в провинции Натал, и оказывало финансовую поддержку миссионерским школам. В 1953 контроль за системой образования для африканцев перешел от соответствующих органов провинций в ведение центрального правительства. Если миссионерские школы отказывались следовать указаниям правительственных органов образования, они лишались государственной поддержки, и лишь католические миссии располагали достаточными финансовыми возможностями, чтобы не зависеть от государственных субсидий. В школьную программу входит изучение африкаанс, английского и африканских языков. В школах для черных детей, многие из которых контролировались родительскими комитетами, много внимания уделялось приобретению практических навыков. Для африканцев было установлено обязательное четырехлетнее обучение с 7 до 11 лет. Из десяти университетов для белых в четырех языком обучения был английский, в пяти африкаанс и в одном, университете Порт-Элизабета, оба языка. До 1959 в университетах Витватерсранда и Кейптауна осуществлялось совместное обучение черных и белых студентов. Тем не менее большинство черных студентов предпочитали учиться либо в независимом университетском колледже Форт-Хэр, выпускники которого получали дипломы университета Родса, или же в Наталском университете, где существовала система раздельного обучения по расовому признаку. Часть студентов избирала заочный способ обучения в университете Южной Африки. В соответствии с законом «Об университетском образовании» 1959, университетам Витватерсранда, Кейптауна и Натала было запрещено, за редким исключением, принимать на учебу небелых студентов. Небелым студентам медицинских и других специальных факультетов было разрешено завершить образование на старом месте в течение пятилетнего переходного периода. Послабления для поступления в университеты для белых были сделаны и тем представителям небелого населения, которые избрали для себя специальность, преподавание которой ведется лишь в «белых» университетах. Под контролем соответствующих правительственных департаментов для черных (банту), азиатских (индийцы) и цветных студентов были созданы отдельные университеты (до 1969 университетские колледжи). Предполагалось, что африканцы смогут получить высшее образование в одном из новых высших учебных заведений в университете в Форт-Хэре на территории бантустана Сискей, предназначенном главным образом для студентов коса, в университете Зулуленда в Натале для студентов-зулу и в Северном университете в Трансваале для представителей народов тсонга, сото, тсвана и венда. В 1960 в Капской провинции был открыт университетский колледж для цветного населения (ныне университет Западно-Капской провинции), а в провинции Натал для азиатского населения (ныне университет Дурбан-Уэствилл). Кроме того, были открыты еще два университета для африканцев университет Транскея (1976) и университет Бопхутхатсваны. Что же касается университетов с преподаванием на английском языке, то в нарушение распоряжений правительства на протяжении 1980-х годов они продолжали прием небелых студентов; в 1990 их доля составляла 40% от общего числа студентов . После ликвидации расовой дискриминации в 1994 в системе высшего образования созданные в период апартеида вузы стали полнокровными центрами высшего образования, наделенными рядом прав и финансируемыми из государственного бюджета. |
|