Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Период упадка: 12001500. В начале 13 в. сингальская цивилизация испытала резкий кризис. Уже с 11 в. участились набеги из Южной Индии. Могучее индийское государство Чола захватило остров в 993 и удерживало его в своем подчинении до 1070. После восстановления сингальского государства вторжения извне продолжались, истощая внутренние ресурсы страны. Пришельцы из Южной Индии осели на острове и, породнившись с сингальской королевской семьей, образовали влиятельную группу при дворе, которая контролировала центральную власть. Примерно в 1215 Поланнарува была разграблена, и сингальская цивилизация сместилась на юг и юго-запад от столицы. Столичные функции последовательно выполняли Курунегала, Гампола, Райигама, Котте и Канди. На севере в 14 в. возникло тамильское государство, которое основали выходцы из Южной Индии; его столицей был город Джафна. Политическая нестабильность привела к деградации аграрных структур на северо-центральной равнине. В результате система водоснабжения земель на равнинах пришла в упадок. Жители были вынуждены переселиться в районы неорошаемого земледелия на юге и юго-западе. В течение двух столетий некогда плодородные пахотные угодья на севере превратились в джунгли, а застойные воды образовавшихся болот стали рассадниками малярии. Сингалы мигрировали во влажные районы на юге и юго-западе и в Центральном горном массиве. Рис по-прежнему оставался основной культурой, но его сборы были уже не столь высокими. Внешняя торговля ориентировалась на сбыт корицы, черного перца и других пряностей. Слабость государства стала причиной упадка культуры. Буддийские обряды испытали сильное влияние индуизма, а на языке и литературе сингалов отразились контакты с тамилами. К тому же на севере и востоке острова, в ареале расселения выходцев из Индии, восторжествовал индуизм, что сопровождалось строительством индуистских храмов. Для проведения в них религиозных церемоний из южной Индии прибыли монахи-брахманы. Португальцы на Цейлоне. Впервые португальцы приплыли в Коломбо в 1505 и высоко оценили богатые ресурсы и стратегическое значение острова. Они вошли в договорные отношения с сингальским государем в Котте в 1518. Политическая дезинтеграция государства Котте и внутренние войны на острове позволили португальцам укрепить свои позиции на западном побережье. Благодаря превосходству во флоте и военной технике они преодолели сопротивление местного населения и захватили территорию государства Котте. Лишь в Канди сингалам удалось сохранить независимость. Сказались глубинное географическое положение этой области и упорное сопротивление кандийцев. В 1619 португальцам удалось покорить тамильское государство на п-ове Джафна, так что под их контроль подпал весь остров, за исключением центральной части и районов на восточном побережье.Португальские колониальные власти на Цейлоне подчинялись вице-королю, резиденция которого находилась в Гоа (Индия). Основные административные структуры, унаследованные от сингалов, были сохранены. Высшие должности заняли португальцы, остальные лояльные по отношению к колониальной администрации сингалы и тамилы. Торговля корицей и слонами была объявлена государственной монополией. Португальцы занялись также доходными коммерческими операциями с черным перцем и орехами арековой пальмы. При португальцах активную деятельность развернули католические монахи. Францисканцы, иезуиты, доминиканцы и августинцы создали на острове свои миссии, которые получали значительную финансовую помощь от португальской администрации. Им часто отводились земли, принадлежавшие буддийским и индуистским храмам. Представители сингальской земельной аристократии переходили в христианство и при крещении брали португальские фамилии. Во многих приморских общинах на западе и севере произошло массовое обращение населения в католичество. В некоторых районах появились католические церкви и приходские школы. В верхних слоях туземного общества получил распространение португальский язык. Голландцы на Цейлоне. С начала 17 в. голландская Ост-Индская компания проявляла интерес к торговле гвоздикой на острове и к его стратегическому положению. В 1638 официальный представитель этой компании заключает союз с кандийским правителем против португальцев, и последние к 1658 после ряда сражений на море и на суше, выигранных голландцами с помощью кандийцев, были изгнаны с Цейлона. Голландцы сумели установить контроль над прибрежными территориями, Кандийское государство осталось в пределах Центрального массива.Голландское управление Цейлоном осуществлялось через губернатора и резидента в Коломбо, которые подчинялись соответственно генерал-губернатору и Совету по делам Индии в Батавии (ныне Джакарта), где размещалась штаб-квартира колониальных владений Нидерландов в Азии. Коменданты в Джафне и Галле, подотчетные губернатору, контролировали территории на севере и юге Цейлона. Голландцы заняли высшие административные посты, но более низкие должности остались за сингалами и тамилами из числа тех, кто лояльно относился к колониальной власти. Подобно тому, как было при португальцах, сохранились формы земельной собственности и налогообложения. Была введена монополия на торговлю рядом товаров. Голландцы интродуцировали некоторые новые культуры, например кофе; поощрялось также плантационное производство черного перца, корицы, кардамона. При голландцах на Цейлоне была создана хорошо организованная система отправления правосудия. Гласные суды разместились в Коломбо, Джафне и Галле. Специальный сельский суд, Ланд Раад, разбирал иски, поступавшие из деревень. Использовалось римско-голландское право, а на севере применялись также тамильские законы. Голландцы внедряли протестантскую религию, и этой церкви были переданы многие католические храмы, построенные при португальцах. При протестантских церквях стали действовать начальные школы для сингалов и тамилов с преподаванием на родных языках. |
|