Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Транспорт. Шри-Ланка располагает густой дорожной сетью, особенно во влажной зоне и Центральном массиве. Общая длина дорог, пригодных для движения автотранспорта, составляет 40,7 тыс. км, из них ок. 3/4 имеют твердое покрытие. Из-за нехватки средств в 1990-х годах масштабы ремонтных и строительных дорожных работ пришлось ограничить. Длина сети железных дорог 1982 км, но многие из них на северо-востоке бездействуют с середины 1980-х годов. Главный порт Коломбо, обладающий искусственной гаванью, обслуживает большую часть международных морских перевозок. Близ столицы, в Катунаяке, находится международный аэропорт. Энергетика. Шри-Ланка удовлетворяет свои энергетические потребности на 2/3 за счет дров, используемых прежде всего в бытовых целях. Установленные мощности электростанций ок. 1,4 млн. кВт (1996). Развита в основном гидроэнергетика, поэтому производство энергии сильно зависит от сезонных колебаний осадков и речного стока. Часть электроэнергии производится на базе импортной нефти, которая в значительной мере перерабатывается в самой Шри-Ланке. Промышленность. В Шри-Ланке во время получения независимости были развиты традиционные кустарные промыслы и имелись предприятия по переработке местной сельскохозяйственной продукции и машиностроительные заводы, которые преимущественно обслуживали отрасли экспортного назначения. С 1948 темпы индустриализации выросли. Большинство крупных заводов переданы государственным промышленным корпорациям. Функционируют государственные предприятия по производству, например, цемента, бумаги, фанеры и керамических изделий для удовлетворения нужд внутреннего рынка. Частные фирмы, находящиеся под защитой импортных квот и таможенных барьеров, выпускают многие товары потребительского спроса. С 1977 промышленная политика Шри-Ланки склонилась в сторону либерализации. Таможенные тарифы существенно снижены, квоты на ввоз продукции из-за рубежа стали менее жесткими или отменены, поощряется приток иностранных инвестиций. Создана специальная экономическая зона для привлечения иностранного капитала, расположенная к северу от Коломбо. Иностранные компании, действующие на этой территории, не стеснены ограничениями в отношении квот, таможенных пошлин, им представлены налоговые льготы. Первоначально в этой зоне предприятия ориентировались на выпуск текстильных изделий и одежды, но в дальнейшем было налажено производство более сложных видов продукции, например комплектующих для продукции электронной промышленности. Сегодня свыше 90% продукции дает частный сектор. Строительная индустрия характеризуется высокими темпами развития. Особенно крупные объемы работ были выполнены при сооружении гидротехнических объектов в бассейне р.Махавели, обустройстве специальной экономической зоны в районе Коломбо, выполнении жилищной программы в государственном секторе, предусматривающей обеспечение жильем 100 тыс. семей, и укреплении базовой инфраструктуры туризма. Продолжает развиваться индустрия туризма. Внешняя торговля. Экономика Шри-Ланки сильно зависит от внешней торговли. В 1996 в Шри-Ланку было ввезено товаров из-за рубежа на сумму 4,9 млрд. долл. и вывезено почти на 4,1 млрд. долл. Главными статьями экспорта были текстильные изделия и одежда, ведущим партнером выступают США. Импорт включал в первую очередь нефтепродукты (прежде всего из Ирана), продовольствие и текстильные товары; основные партнеры Индия, Япония, Сянган и Южная Корея.Доходы от обслуживания иностранных туристов помогают существенно смягчить дефицит торгового баланса. Другой крупный источник иностранной валюты денежные переводы от ланкийцев, работающих в других странах, особенно на Среднем Востоке. До 1976 эти поступления были незначительными, но в 1996 достигли почти 714 млн. долл. Шри-Ланка получает большую зарубежную помощь, как в форме прямых субсидий из США и других государств, так и виде займов на нужды развития от международных организаций. Важным источником долгосрочного финансирования служат иностранные инвестиции. Денежное обращение и государственный бюджет. Денежной единицей является рупия, выпускаемая центральным банком Шри-Ланки. До недавних пор государственный бюджет почти всегда сводился с дефицитом. В 1996 бюджетные доходы были зафиксированы на уровне 155 млрд. рупий при расходах 215 млрд. рупий, из которых почти 20% приходились на государственные капитальные вложения. Налоги на продажи и акцизы формируют основную часть бюджетных поступлений ок. 38% в 1996. Около 16% составляют экспортные и импортные пошлины, еще 17% подоходный налог и налог на недвижимость. Шри-Ланка имеет крупную внешнюю задолженность. В 1995 внешний долг достигал 9,4 млрд. долл., из них 88% падают на средне- и долгосрочные кредиты из-за рубежа. |
|