Вывести на печать

Литература и искусство. Подъем сингальской литературы и искусств начался с 1956. Для государственного содействия этому процессу было создано Министерство культуры, оказывающее финансовую поддержку библиотекам и в проведении литературных и театральных мероприятий, поощряет развитие художественных промыслов и помогает мастерам искусства.

С распространением грамотности заметно увеличился выпуск печатной продукции разных жанров на сингальском языке. Широкое распространение получили газеты, журналы, литературные произведения и серьезные политические издания. Сингальский язык стал обогащаться за счет терминов и понятий Запада, испытывая воздействие современной индийской литературы. Происходит возрождение народного искусства, которое включает драматические представления с танцами, оперные спектакли, кандийские и другие виды танцевального творчества. Обновление сингальского театра началось в 1960-х годах, когда несколько ведущих реформаторов сцены приступили к адаптации канонических форм и сюжетов к запросам современного зрителя. Признаки возрождения обнаруживаются и в художественной литературе на тамильском языке. Если раньше тамилы искали опору в южноиндийской культурной среде, то теперь государство расширяет помощь местным тамильским писателям и деятелям искусства. Большой популярностью пользуются тамильские классические танцы и театральное искусство.

Музеи и библиотеки. Национальный музей в Коломбо, основанный в 1877, располагает самым богатым собранием экспонатов по истории Шри-Ланки от каменного века до наших дней. Здесь представлены ископаемые растения и животные, минералы и горные породы, орудия труда, предметы буддийского и индусского искусства, петроглифы, монеты и ювелирные изделия. Региональные музеи имеются в Канди, Ратнапуре и Джафне. Библиотека музея в Коломбо располагает ценным фондом книг, журналов и рукописей, посвященных прошлому Шри-Ланки. Национальный архив в Коломбо тоже содержит интересные исторические материалы на пали, сингальском, тамильском, португальском, голландском и английском языках. Национальная библиотека и Национальный библиографический центр тоже находятся в Коломбо.

Периодическая печать, радиовещание и кинематография. В 1992 в Шри-Ланке издавались 14 ежедневных и 9 воскресных газет общим тиражом 1,7 млн. экземпляров, выходящих на сингальском, тамильском и английском языках.

Радиопередачи на тех же трех языках ведет государственная радиовещательная корпорация Шри-Ланки. В 1990-х годах в провинции появились местные коммерческие радиостанции. Телевидение стало работать на всю страну в 1982. Из пяти телекомпаний одна – государственная.

Кинотеатры в Шри-Ланке демонстрируют преимущественно зарубежные фильмы на хинди, английском и тамильском языках. Немногочисленные фильмы на сингальском языке снимались в Шри-Ланке, но чаще в Бомбее и Мадрасе (Индия). Из-за трудностей с обменом валюты закупки фильмов за границей были прекращены, что способствовало развитию отечественного кинематографа, который, впрочем, испытывает сильнейшее индийское влияние.

ИСТОРИЯ

Ранний этап заселения острова. Первые свидетельства заселения и хозяйственного освоения территории нынешней Шри-Ланки относятся к 6 в. до н.э. Тогда из северной Индии мигрировали индоарийские племена, на базе диалектов которых сформировался сингальский язык. Пришельцы покорили во многих районах острова местное население. В 3 в. до н.э. здесь возникло самое раннее государство сингалов со столицей в Анурадхапуре. Его правитель Деванампия Тиссе принял буддизм.

Сингальские королевства: 200 до н.э. – 1200 н.э. С принятием буддизма и этнической консолидацией сингалов происходит централизация политической власти, утвердившейся в Анурадхапуре. Династия, обосновавшаяся в этом городе, подчинила себе весь остров, его территория была разделена на ряд административных единиц, куда были направлены правительственные чиновники. Ядром государства стала область Раджарата, охватывавшая северные и северо-центральные районы и управлявшаяся непосредственно из Анурадхапуры. Раджарата была самой густонаселенной и наиболее развитой в экономическом отношении частью страны. Южные и юго-западные районы составляли административную область Рухунарата, во главе которой обычно стоял наследник престола. Третья область Дакхинадеса, на западе острова, была обжита позднее других и находилась под юрисдикцией вице-короля. Территориально-административное деление завершалось на низовом уровне деревней (грамой), управлявшейся сельским старостой. В I тысячелетии н.э. королям Анурадхапуры приходилось сражаться с вторгнувшимися из южной Индии тамилами. За короткий срок тамилам удалось захватить центральную часть страны и стать влиятельной силой на острове. В 1070 сингалы были вынуждены перенести столицу своего государства далее на восток, в город Полоннаруву.

При королях Анурадхапуры и Полоннарувы сингалы создали развитую цивилизацию. Регулирование поверхностного стока сыграло очень важную роль в развитии поливного земледелия. Вначале плотины возводились на малых реках, чтобы снабжать водой деревню и питать сельские водоемы-танки. Затем плотинами стали перегораживать крупные реки, что привело к возникновению огромных водохранилищ, из которых с помощью каналов и даже подземных туннелей орошались поля. Постепенно в области Раджарата сформировалась сложная система резервуаров и оросительных каналов, в которую поступали атмосферные осадки. Государство проводило и поощряло ирригационные работы и содержало обширный слой чиновников, несших разнообразные обязанности, связанные с распределением водных ресурсов. Сеть танков обеспечивала существование многочисленного сельского населения и сбор больших урожаев риса, часть которого шла на экспорт. За счет налогообложения рисоводов власть получала основную долю доходов и потому была заинтересована в повышении урожайности основной зерновой культуры. Кроме того, немалые денежные поступления приносила внешняя торговля.

Сингальское государство активно поддерживало буддизм, выделяя для этой цели крупные средства. В стране функционировали многочисленные монастыри, где монахи проводили время за изучением буддийской теологии и философии, штудируя тексты на пали, санскрите и сингальском языке. Короли щедро одаривали эти монастыри, а также строили буддийские храмы и другие культовые объекты, часто огромные по размерам и красочно оформленные, чтобы восславить величие буддийской веры. Ее главными центрами в Южной Азии стали Анурадхапура и Поланнарува. В каждой деревне был человек, который ухаживал за храмом, молельным помещением и домами монахов.

назад   дальше



ШРИ-ЛАНКА
ПРИРОДА
Строение поверхности и гидрографическая сеть
Климат
Почвы
Растительность
Животный мир
НАСЕЛЕНИЕ
Демография
Размещение и плотность населения
Этнический и религиозный состав населения
Города
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА
Государственный строй
Судебная система
Административно-территориальное устройство
Политические партии
Внешняя политика
ЭКОНОМИКА
Валовой внутренний продукт
Сельской хозяйство
Другие отрасли первичного сектора экономики
Транспорт
Энергетика
Промышленность
Внешняя торговля
Денежное обращение и государственный бюджет
ОБЩЕСТВО
Социальная структура населения
Религия в жизни общества
Положение женщин
Профсоюзные и другие профессиональные объединения
Социальное обеспечение
КУЛЬТУРА
Истоки и традиции
Народное образование
Научные исследования
Литература и искусство
Музеи и библиотеки
Периодическая печать, радиовещание и кинематография
ИСТОРИЯ
Ранний этап заселения острова
Сингальские королевства: 200 до н.э. – 1200 н.э
Период упадка: 1200–1500
Португальцы на Цейлоне
Голландцы на Цейлоне
Англичане на Цейлоне
Период независимости
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
25/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!