Вывести на печать

Китайцы. Хотя китайцы уже не одно столетие живут на островах архипелага, коренные индонезийцы (прибуми) продолжают относиться к ним как к отдельной группе, причем большинство самих китайцев также считает себя в каком-то смысле особой частью населения. В Индонезии принято отличать китайцев перанакан, или баба, ведущих свое происхождение от браков местных женщин и китайских мужчин, прибывших в страну в конце 19 в., от китайцев тоток, переселившихся на архипелаг уже в 20 в. В период независимости индонезийское правительство стремилось предотвратить иммиграцию из Китая, а при «новом порядке» были введены серьезные ограничения на поездки в Китай, употребление при общении китайского языка и использование китайских имен.

В колониальный период китайские переселенцы составляли основную массу кули, т.е. чернорабочих, занятых по контракту главным образом на оловянных рудниках и каучуковых плантациях Суматры. Даже в наши дни самые многочисленные китайские общины встречаются в таких районах и городах, связанных в прошлом с колониальной торговлей, как северное побережье Явы или город Медан на севере Суматры, в окрестностях которого располагались плантации. При «новом порядке» китайцы были, как правило, вытеснены из активной политической жизни, из государственной и военной службы. Большинство их вовлечено в коммерческую деятельность в качестве лавочников, мелких торговцев и ростовщиков. Вопреки бытующему у коренного населения представлению о китайцах как об удачливых и богатых деловых людях, основная часть китайской общины живет скромно.

Положение женщин. Для страны характерен высокий общественный статус женщины. В определенных слоях населения женщины пользуются немалым авторитетом благодаря своей ключевой роли в сближении семей. Пользуясь юридическим равноправием, женщины могут наследовать имущество, за исключением тех случаев, когда в действие вступают законы шариата. Индонезийские женщины добились немалых успехов в мелком бизнесе и нередко занимают высокие посты в сфере предпринимательства и аппарате государственного управления. Даже в среде ревностных мусульман индонезийские женщины не придерживаются затворнического образа жизни, не ограничены в передвижениях и не закрывают лица, а лишь прикрывают платком голову. Значение женщины в национальной культуре Индонезии и большинства ее региональных и этнических групп символизирует широко отмечаемый праздник в честь принцессы Картини. В начале 20 в. эта яванская принцесса выступила инициатором движения за эмансипацию индонезийских женщин в соответствии с требованиями времени.

Молодежь активно участвовала в партизанской войне в джунглях и в различных сражениях, в частности в обороне Сурабая. Не случайно многие главные проспекты и известные архитектурные сооружения в городах носят такие названия, как Ют-Стрит (улица Молодежи) или Ют-Холл (Зал молодежи). Основные политические партии имеют свои молодежные организации. Поддержка студентами армии способствовала подавлению коммунистического путча в середине 1960-х годов и облегчила Сухарто приход к власти. Затем в 1970-х годах молодежь широким фронтом выступила против Сухарто. В 1980-х годах делались попытки ослабить политическую активность студентов, но в следующем десятилетии она вновь вспыхнула, став главным фактором, который привел к отставке Сухарто.

Профсоюзное движение. В начале 1990-х годов единственным законно признанным профсоюзным объединением был контролируемый правительством Всеиндонезийский союз трудящихся, созданный отставными армейскими офицерами в 1967 после разгрома независимого профсоюзного движения. Вновь образованный в 1990 независимый профсоюз Сетиа каван (Солидарность) спустя три года был запрещен правительством. Число забастовок в Индонезии заметно росло, начиная примерно с 1985, и достигло пика в 1994, когда особенно массовыми были выступления трудящихся в городе Медан на севере Суматры.

КУЛЬТУРА

Культурные влияния. О малайско-полинезийском происхождении коренного населения страны свидетельствует высокое общественное положение женщины и то символическое значение, которое придается лодкам. В результате коллективных творческих усилий различных народов, приходивших на архипелаг, произошло наслоение разных культур. Свое воздействие последовательно оказали индуизм и буддизм, попавшие на острова в первую очередь из Индии и с 8 в. успешно закрепившиеся на Яве и Бали; ислам, привнесенный в 14 в. со Среднего Востока купцами и проповедниками; европейские традиции, которые внедрялись португальцами в 16 в. и затем голландцами вплоть до начала 19 в.

Примером соединения индуистского влияния и местной традиции может служить знаменитый яванский театр теней (ваянг-кулит), популярный также и на Бали. Во время представления кукловод (даланг) передвигает перед белым экраном фигуры кукол, сделанных из кожи буйвола, на которые направлен свет масляного светильника. На фоне экрана отчетливо видны куклы, а на самом экране их тени. Продолжающееся всю ночь представление ваянг-кулит – не только спектакль, но и своеобразное ритуальное действо. Разыгрывание сюжетов из индийских эпосов Рамаяна и Махабхарата служит прославлению богов, умиротворению духов и обогащению души зрителей. Полагают, что древнее искусство ваянг-кулит могло зародиться в Китае или Южной Индии, однако скорее всего возникло именно в Индонезии.

По некоторым оценкам, на каждого жителя на Яве приходится в 40 раз больше кукольных трупп, чем в США, и, разумеется, ничуть не меньше это соотношение на Бали. На Яве, кроме того, существуют театр объемных деревянных кукол ваянг-голек, театр актеров в масках – ваянг-топенг и актеров без масок – ваянг-вонг, в котором живые артисты-танцоры искусно имитируют неуклюжие движения марионеток. Помимо собственных разновидностей кукольного театра, на Бали традиционно исполняют такие танцы, как кечак (обезьяна) или крис (кинжал), отображающий поединок между ведьмой и драконом. Следует добавить, что на обоих островах популярен также оркестр гамелан, состоящий из местных ударных инструментов, струнного ребаба, местного струнного щипкового инструмента и бамбуковых флейт. На Бали такие оркестры предпочитают быстрые ритмы, а на Яве – плавные мелодии.

Важное, хотя и менее заметное влияние на культуру и искусство Индонезии оказал ислам. Достаточно вспомнить арабский оркестр гамбусан, малайский танец пентжак силат с элементами борьбы дзюдо или чтение нараспев стихов из Корана – мастерство, которое высоко ценится и соответствующим образом вознаграждается на конкурсах. Наконец, благодаря мусульманским проповедникам в стране появилось немало религиозных книг на малайском и арабском языках.

В начале 20 в. возникла и стала развиваться современная индонезийская литература, тесно связанная с национально-освободительным движением. Издательство «Балэй пустака» («Дом литературы»), основанное колониальным правительством в 1908, до сих пор продолжает свою деятельность. В 1933 три молодых писателя с Суматры – Сутан Такдир Алишахбан, Армайн Пане и Амир Хамзах, стремившиеся в литературной форме выразить духовный мир своей страны, начали выпускать малотиражный литературно-художественный и общественно-политический журнал «Пуджанга бару» («Новый писатель»). В произведениях, которые увидели свет благодаря издательству «Балэй пустака» и журналу «Пуджанга бару», нередко изображались проблемы молодых индонезийцев, путь которых к свободе и прогрессу преграждали семейные традиции и родовые пережитки.

После падения колониального режима в литературе Индонезии произошел крутой поворот, когда под влиянием воспоминаний о годах японской оккупации появилась язвительная проза Идруса, страстная поэзия Хайрила Анвара и великолепные воспоминания Прамудьи Ананты Тура. Среди множества талантливых поэтов, пришедших в литературу в годы после обретения страной независимости, можно выделить имена Аипа Росиди, Субагио Састровардоджо, Рендры (Виллибродуса Сурендры Брото). Рендра проявил себя не только в поэзии, но также в драме, о чем свидетельствуют его сатирическая пьеса Барзанджи (Празднование рождения Мухаммеда) и перевод на индонезийский язык пьесы В ожидании Годо Сэмюэла Беккета.

Индонезия сохраняет определенные традиции в современном изобразительном искусстве. На Яве в 1950-е годы были открыты Академия изобразительного искусства в Джокьякарте (ныне Институт искусств Индонезии) и кафедра изобразительного искусства в Бандунгском технологическом университете. Такие живописцы из Бандунга, как Попо Искандар, Мохтар Апин и Срихади Сударсоно, творили в основном в абстрактной манере, в то время как на полотнах выпускников академии Джокьякарты – Аффанди, Хендра и Суджойоно в реалистической манере изображены повседневная жизнь народа, а также сцены борьбы за освобождение страны от голландской колониальной зависимости. В 1960-е годы открылись Джакартский институт художественного образования и кафедры изобразительного искусства в некоторых педагогических институтах. На о.Бали в городе Убуд работает известная Академия живописи и резьбы. Индонезийские художники-мусульмане, такие как А.Ф.Пироус, создали немало полотен на сюжеты Корана.

В конце 1960-х годов некоторые местные художники использовали традиционную технику изготовления батика (нанесение на ткань узора расплавленным воском перед последующим ее окрашиванием) для создания нового жанра – батиковой живописи. Представители многих национальных меньшинств Индонезии занимаются изготовлением тонких кружевных тканей со сложным рисунком. Индонезийцы – искусные резчики по дереву и кости. Значительную часть изделий производят с учетом растущего спроса со стороны иностранных туристов и коллекционеров.

назад   дальше



ИНДОНЕЗИЯ
ПРИРОДА
Рельеф
Климат
Почвы
Естественная растительность
Фауна
НАСЕЛЕНИЕ
Демографическая характеристика
Размещение и плотность населения
Урбанизация
Этнический состав и языки
Конфессиональный состав
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
Политические организации
ЭКОНОМИКА
Экономическая история
Значение нефти
Экономический рост
Занятость населения
Сельское хозяйство
Обрабатывающая промышленность
Сфера услуг
Внешняя торговля
Иностранные капиталовложения
Государственный бюджет
Внешняя задолженность
ОБЩЕСТВО
Социальная структура
Сельское общество
Городское общество
Китайцы
Положение женщин
Молодежь
Профсоюзное движение
КУЛЬТУРА
Культурные влияния
Средства массовой информации
Образование
ИСТОРИЯ
Ранние государственные образования
Королевство Шривиджайя
Королевство Матарам
Королевства Восточной Явы и Бали
Распространение ислама
Появление европейцев
Португальцы
Появление голландцев
Интервенция нидерландской Ост-Индской компании
Период междуцарствия
Новая колониальная эпоха
Яванское восстание
«Система принудительных культур»
Территориальная экспансия голландцев
Частное предпринимательство и «этическая политика»
Рост национального самосознания
Вторая мировая война и японская оккупация
ОБРЕТЕНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ И СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Революция
Попытка восстановления колониального статус-кво
Ренвиллское соглашение
Завершение национально-освободительной революции
Первые годы республики
Борьба за власть
Управляемая демократия
От Сукарно к Сухарто
Внешняя политика
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
23/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!