
 
|
 |

Индуизм
осваивает возможности мандалы преимущественно в рамках всех трех направлений тантризма вишнуитского, шиваитского и собственно шактистского. Наиболее подробными инструкциями в связи с функционированием мандалы был снабжен ритуал вишнуитов-панчаратриков. Так, согласно Лакшми-тантре (10 в.), которая опирается частично на более раннюю Джаякхья-самхиту, не имеет значения, почитается ли божество в идоле, в кувшине или в чем угодно; важно, что почитатель должен всегда «приводить в свое сознание» девять лотосов в центре квадратной мандалы, которая содержит в себе весь мир и является домом всех богов, охватывает все другие пространства и есть высшее прибежище. Панчаратрики использовали также чакрабджа-мандалу (мандала с лотосовым кругом), в которой большой лотос заполняет весь квадрат. Еще одна форма, наванабха-мандала (мандала с девятью пупами), представляет собой большой квадрат, разделенный на девять малых, в каждом из которых седалище (бимба) для одной из манифестаций супруги Вишну богини Лакшми, являющихся мужскими божествами, прежде всего включенными в схему вьюх (Васудэва, Санкаршана, Прадьюмна, Анируддха, но также Нараяна, Вират, Вишну, Нарасинха, Вараха). В Непале каркас тантрической мандалы образуется географической трактовкой сакральных отношений между богинями. Восемь из них выполняют назначение хранительниц четырех основных и четырех промежуточных сторон света; добавляемая к ним девятая (чаще всего Трипурасундари) образует центр конструкции, и все девять богинь, именуемых «девятью матерями» или «девятью Дургами», рассматриваются как манифестации единой Богини.
См. также БОДХИСАТТВА;
БРАХМАН;
БУДДА И БУДДИЗМ;
ВЕДЫ;
ВЬЮХИ;
ДАШАБХУМИКА-СУТРА;
ИНДУИЗМ;
КАРМА;
МОКША;
НАТЬЯШАСТРА;
НИРВАНА;
ПАРАМИТЫ;
ПУНЬЯ;
ПУРУША;
САДДХАРМАПУНДАРИКА-СУТРА;
ТАНТРЫ;
ТРИКАЯ.
назад
|
 |
 |


|