Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
ВЬЮХИ (санскр. «распределения», «распространения»), в индуизме система манифестаций Вишну в виде мировых начал. В модели четырех вьюх, вначале в текстах Махабхараты, а затем в Пуранах, различаются «высшая манифестация» (нитьявибхути), максимально приближенная к «абстрактному Вишну» как первоначалу мира, и дальнейшие манифестации (вибхути), каждая из которых обладает совершенствами высшей в порядке нисхождения. Высшей манифестацией Вишну считается, согласно этой схеме, Васудэва, наделенный шестью совершенствами: знанием, силой, владычеством, действенностью, блеском и энергией. Последующие обладают лишь по паре из этих совершенств: Санкаршана знанием и силой, Прадьюмна владычеством и энергией, Анируддха активностью и блеском. Хотя отношения между членами «четверки» описываются в виде схемы, по которой каждая высшая манифестация порождает каждую низшую, они более всего напоминают модель неоплатонических эманаций: Санкаршана является эманацией Васудэвы, Прадьюмна Санкаршаны, Анируддха Прадьюмны. Эти манифестации имеют свои приоритетные назначения в мире: Санкаршане приписывается надзор над индивидуальными душами (джива), и он же несет ответственность за периодические мироразрушения (пралая); Прадьюмна «хранитель мысли» за обучение людей дхарме и правильное устройство общества, Анируддха за периодические миросозидания (сарга). Васудэва порождает Санкаршану и первоматерию Пракрити, от их соединения происходят Прадьюмна и ум-манас, от них Анируддха и принцип индивидуации-аханкара, от последних пять материальных элементов и бог-демиург Брахма. Четыре божества ближайшие родственники Кришны: Васудэва его отец, Санкаршана его братом Баларамой, Прадьюмна и Анируддха сыновья Баларамы. Первоначально каждое из этих божеств составляло, скорее всего, центр одного из племенных культов (арийских и аборигенных) Северной Индии, а вся модель вьюх в целом структурируется вокруг культа пяти героев клана вришниев (в котором, согласно эпической мифологии, воплотился Кришна). Васудэва (вероятнее всего, обожествленный кшатрий-вождь племени ядавов, получивший титул Бхагават «Господин») упоминается уже в Восьмикнижье Панини (ок. 4 в. до н.э.), где о нем говорится как об объекте почитания-бхакти. В Великом комментарии грамматиста Патанджали (2 в. до н.э.) Васудэва уже ассоциируется с Санкаршаной одно из североиндийских змееобразных божеств, тесно связанных с культом плодородия, а в одной из надписей из Гхасунди (район Удайпура), датируемой 1 в. до н.э., засвидетельствовано почитание Бхагавата-Санкаршаны-Васудэвы. Сама концепция четырех вьюх вряд ли может датироваться ранее середины I тыс. н.э. В секте панчаратриков Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха рассматривались не только в качестве отдельных аспектов Божества, но и как отдельные боги. См. также АВАТАРА; АНТАХКАРАНА; БХАКТИ; ДХАРМА; ИНДУИЗМ; ПРАКРИТИ; ПУРАНЫ; ЮГИ.
|
|