Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
МАХАТМИИ |
МАХАТМИИ
(санскр. «величие»), жанр индуистских текстов, посвященных прославлению отдельных божеств и (значительно чаще) святилищ, мест паломничества (тиртхи) и других культовых мест, в которых излагаются мифы и легенды, связанные с конкретными точками «священной географии». Махатмии составлялись поэтами, изучавшими местные жреческие и бхактические предания, передавались вначале изустно, а затем записывались. Сохранились как в отдельных рукописях, так и в рукописях Пуран, в которые включались ради придания местным традициям авторитетности в общепризнанной традиции «высокого индуизма». С датировками текстов связаны немалые трудности, но можно сказать с определенностью, что самые ранние из них современны ранним Пуранам, тогда как более поздние, составлявшиеся не только на санскрите, но и на новоиндийских языках, относятся не только к позднему Средневековью, но и к Новому и даже Новейшему времени. Жанр «прославлений» существовал и в других религиях Индии в буддизме и джайнизме.
К числу самых ранних произведений данного жанра относится Дэви-махатмия, включенная в Маркандея-пурану, но представляющая собой вполне независимый и законченный текст, датируемый обычно 69 вв. Дэви-махатмия сравнительно небольшая по индийским масштабам поэма, содержащая в 13 главах около 600 стихов. Материал махатмии излагается в диалоге между царем и брахманом. Поэма подразделяется на неодинаковые части: мифологическую (около 3/4 текста), в которой повествуется о рождении супруги Шивы и ее подвигах, и ритуальную, включающую гимны в честь богини. В мифологии Дэви-махатмии сосуществуют компоненты всех известных историческому индуизму мифологических слоев: ведийского, эпического, пуранического и т.н. народного. Основной мифологический сюжет поэмы развертывается на фоне системы «трех миров» (трилока) мира богов, мира демонов (асуры) и мира людей, объединяя несколько основных мифов шактизма: о победе Дэви над демонами Мадху и Кайтабхой, о победе над демоном-буйволом Махишей и о войне между Дэви и повелителем демонов Шумбхой. Поэма содержит множество эпитетов Дэви, которые указывают на приписываемые ей атрибуты и содержат намеки на отдельные мотивы ее мифологии. Пантеон Дэви составляют богини-шакти, представляющие собой эманации энергий различных божеств (как и их женские корреляции). В своих космологических функциях Дэви объединяет функции всех трех верховных мужских богов индуизма (тримурти), будучи одновременно созидательницей (функция Брахмы), хранительницей (функция Вишну) и разрушительницей (функция Шивы) мира и выступает как верховное божество, которую величают Иша (Повелительница), Парамешвари (Высшая повелительница), Вишвешвари (Всеповелительница) и т.п. В качестве «лишенной гун» и «обладающей гунами» включает в важнейшие аспекты двух первоначал мира согласно учению санкхьи и Пуруши, и Пракрити. В конечном счете Дэви закономерно отождествляется со всей вселенной, которая в духе чистого пантеизма изображается как тело Дэви: «О ты, чьи руки и ноги простираются всюду, чьи глаза, голова и рот все [объемлют], чей слух и обоняние всеохватывающи...» (пер. Т.К.Посовой), что напоминает трактовку Пуруши в Ригведе или Божества в Шветашватара-упанишаде. Описания других мифологических персонажей в поэме (Вишну, Брахма, Сканда, Индра и др.) находят параллели в Махабхарате и Пуранах; в целом ее мифологическая система может считаться в определенном смысле «конспектом» материала Дэвибхагавата-пураны. Текст Дэвимахатмьи ежедневно читается в храмах Дурги, а во время большого праздника в Бенгалии (Дургапуджа) рецитируется особым способом.Среди других памятников жанра махатмий можно выделить включенное в Брахма-пурану прославление священной местности Уткала (совр. Орисса). Поскольку махатмия обязана своей славой почитанию Солнца, здесь содержатся мифы о рождении «световых» богов Адитьев и солярного бога Сурьи. Описание же священного леса в Уткале, посвященного Шиве, дает повод для повествований о рождении его супруги Умы, дочери царя гор Хималая, о ее браке с Шивой (ср. сюжет Кумарасамбхавы Калидасы) и для изложения других мифов. Закономерно, что сюда же включен и гимн Шиве (глава 37). Многие махатмии (наряду со стотрами «славами») претендуют на то, чтобы быть составными частями Вайю-, а также Агни- и Брахма-вайварта- и Сканда-пураны. Значительный раздел первой части Курма-пураны представляет собой описание и прославление священных мест Бенареса (Каши-махатмия) и Аллахабада (Праяга-махатмия). Среди махатмий, включенных в Гаруда-пурану, выделяется Гая-махатмия место паломничества, считавшееся особо добродетельным для поминальных жертвоприношений (шраддха). Множество произведений этого жанра Нового времени выдают себя за разделы Бхавишья-пураны (создававшейся до 19 в. включительно). Махатмии, подробно описывающие священные местности, представляют значительный интерес с точки зрения региональной истории, местной топографии, формирования и трансформации локальных культов Индии. Так, Ниламата-, или Кашмири-махатмия является важным сочинением с точки зрения изучения истории, мифологии и топографии Кашмира. Ее протагонистом является герой Кашмира царь нагов Нила, и махатмия излагает «учения Нилы», которые он сообщил брахману Чандрадэве. За легендой о начальной истории Кашмира следует описание церемоний и празднеств, предписанных Нилой, некоторые из них имеют местную специфику. К ним относятся праздники-ликования на Новый год, в первый день месяца карттика, когда, по легендам, появился сам Кашмир, празднование первого снега, а также дня рождения Будды как аватары Вишну: воздвигается статуя Будды, произносятся «буддийские речи» и чествуются буддийские монахи. Знаменитый кашмирский историк Кальхана (12 в.) ссылался на Ниламата-махатмию в своей Раджатарангини при изложении древней истории Кашмира и почитал ее «пураной» (что и позволяет ее датировать по меньшей мере несколькими столетиями раньше времени жизни историка). Другой пример важных для историка индийских религий текстов махатмий шесть обнаруженных к настоящему времени прославлений Виттхала основного объекта поклонения-бхакти в традиции варкари, дравидийского по происхождению, но сильно «вишнуизированного» (ассоциируется в первую очередь с Кришной) и отчасти «шиваизированного» в Махараштре (Центральная Индия). Один из персонажей этих текстов, самый ранний из которых датируется 12 в. (включен в Сканда-пурану), по имени Пундалика, посвятив все время служению родителям, бросил Виттхалу под ноги камень, попросив подождать, пока он сможет оказать ему соответствующие почести. В Пандуранга-махатмии, включенной в Падма-пурану и датируемой примерно 16 в., жизнь Пундалики обретает новые подробности: сообщается о его бурной молодости и последовавшем прозрении, когда мудрец Куккута посоветовал ему относиться к родителям, как к Парвати и Шиве. Та же махатмия сообщает новые сведения о прибытии Кришны в Пандхапур. Его супруга Рукмини, увидев, как он развлекался в Двараке со своей фавориткой, пастушкой Радхой, оставила мужа и с горя предалась аскезе в Диндираване; раскаявшийся Кришна нашел ее там, но она отказалась прервать свое подвижничество, и он остался стоять перед ней, покинув это место только из-за необходимости встречи с Пундаликой. По версии же Бхима-махатмии, датируемой 17 в., о культе родителей речь уже не идет, и сообщается, что Пундалика, помогая родителям на берегу реки Чандрабханги (Бхима), был сосредоточен на мыслях о Кришне-пастухе, демонстрируя преданность именно божеству, а не родителям, и приход в местность Виттхала трактуется как согласие Виттхала-Кришны на мысленный зов будущего адепта. В еще одной версии, включенной в Сканда-пурану, еще до появления в местности Виттхала-Кришны сам Брахма обещает ему встречу с божеством, а Пундалика славословит все аватары Вишну, проявляя себя убежденным вишнуитом, составитель текста прямо называет его бхактом.Махатмии важны также тем, что именно они послужили ядром, вокруг которого наслаивались другие жанры панегирической бхактистской словесности. Так, наряду с махатмиями в честь Виттхала и связанных с ним священных мест Махараштры складываются такие тексты, создававшиеся пандхапурским брахманством, как песнопения, исполняемые во время храмовой службы-пуджи (арти), восьмистишия (аштак), списки божественных имен (сахасранамавали), дифирамбы (ставарадж) и другие; здесь же была создана и Виттхалгита, имитирующая Бхагавадгиту и также состоящая из 18 глав и 700 стихов. Буддийские и джайнские махатмии. Буддийские махатмии посвящены преимущественно изложению легенд, окружающих историю различных обрядов и празднеств. Один из образцов Вратаваданамаля (Гирлянда авадан, посвященных праздникам), представляющая собой диалог «старца» Упагупты (за которым скрывается сам Тисса Моггалипутта, знаменитый лидер стхавиравадинов на т.н. Третьем буддийской соборе) с царем Ашокой. Степень имитации индуистского жанра в буддийской литературе выявляется уже самим называнием текста Сваямбху-пурана (Сваямбху, или Самосущий, имя Брахмы-Праджапати в брахманистской литературе), представляющего собой, вопреки названию, именно махатмию. Текст посвящен прославлению священных мест в Непале, прежде всего Сваябху-чайтьи близ Катманду. Его можно рассматривать как путеводитель для паломников, содержащий, как и положено обстоятельному путеводителю такого рода, описания различных обрядов (например, почитание полулюдей-полузмей нагов с целью вызывания дождя) и множество легенд, посвященных священным местам (например, реке Манирохини). Сам же Сваямбху выступает здесь учителем и повелителем мира (ср. чакравартин), восседающим на лотосе, корень которого был посажен в минувшие мировые периоды одним из будд.В джайнской литературе наибольшую известность получила Шатрунджая-махатмия, написанная Дханешварой (78 вв.). Тема этого эпоса в 14 книгах (сарги), составленного простым размером шлоки, прославление священной горы Шатрунджая («Победа над врагами»). Махатмия начинается с космологии, повествует о приключениях царя Махипалы, далее следует повествование о первом джине Ришабхе. Рассказывается также о борьбе двух братьев Бхараты и Бахубали, из которых первый, благочестивый, совершал паломничества и возводил святилища, в том числе на названной горе. В книге 9 появляется джайнская легенда о Раме, в книгах 1012 история о братьях Пандавах в связи с легендой о Кришне и о джине Ариштанеми. Один из Пандавов, Бхимасена, по характеру совершенно отличен от своего эпического прообраза: он вор и бездельник, хотя и ловкий авантюрист. См. также АВАТАРА; БУДДА И БУДДИЗМ; БХАГАВАДГИТА; БХАКТИ; ВЕДЫ; ГУНЫ; ИНДУИЗМ; ЛОКА; ПРАКРИТИ; ПУРАНЫ; ПУРУША; СТХАВИРАВАДА; ТАНТРЫ; ТРИМУРТИ; ЧАКРАВАРТИН.Посова Т.К. Мифология «Девимахатмьи». В кн.: Древняя Индия. Язык. Культура. Текст. М., 1985 Глушкова И.П. Махараштра: Виттхал. В кн.: Древо индуизма. М., 1999
|
"МАХАТМИИ" STUDENTS.BY |