Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
ТРИМУРТИ (санскр. «три формы»), в индуизме, отражение Абсолюта в трех взаимодополнительных формах, соотносимых с космогоническими функциями создания, сохранения и разрушения мира и с соответствующими тремя верховными божествами пантеона Брахмой, Вишну и Шивой. Предпосылки тримурти можно видеть уже в триадических формах некоторых ведийских богов, например в образе Агни, присутствующего в виде солнца на небе, в виде молнии в атмосфере и в виде обычного огня на земле, или трех богинь, связанных с жертвоприношениями животных. Но лишь в сравнительно поздней Майтри-упанишаде Брахман как абсолютное начало сущего представлен в трех «образах владычества» Брахмы, Рудры (Шива) и Вишну, подобно тому, как женское, мужское и среднее суть образы его рода, а огонь, ветер и солнце образы его сияния. Дальнейшие этапы формирования конструкции тримурти засвидетельствованы в эпических текстах, в поздних Упанишадах, а также в поэзии Калидасы.Тримурти была освоена преимущественно шиваитами. В Линга-пуране Абсолют, соответствующий «вечному Шиве» (Садашива), представлен в трех эманациях Брахмы, созидателя мира, Вишну его хранителя и Шивы (Бхава) разрушителя, благодаря чему Шива как бы раздваивается, чем нарушается «нейтральность» Абсолюта, но зато укрепляются приоритеты «сектантского божества». В течениях поздней вишнуитской бхакти, например у Нимбарки (13 в.), конфигурация меняется: Абсолют-Вишну представлен в трех формах, одна из которых соответствует «малому Вишну». И у шиваитов, и у вишнуитов три космологические функции соотносятся с тремя гунами: в тримурти Вишну олицетворяет действие «просветленного» начала саттвы, Брахма «энергетического» раджаса, Шива «деструктивного» тамаса. Эти соотношения получили и графическое выражение: в шиваитских изображениях тримурти над тремя рядоположенными скульптурными ликами возвышается четвертая голова «вечного Шивы», у вишнуитов Непала за тремя фигурами помещается колонна, соответствующая четвертому лицу Вишну. См. также БХАКТИ; ГУНЫ; ИНДУИЗМ; НИМБАРКА; ПУРАНЫ; ТРИКАЯ.
|
|