Вывести на печать

ЛОКА (санскр. loka – «свет», «открытое пространство», «мир», «вселенная», «космический регион», «живые существа», «люди»), в индийской и философии, вселенная в ее пространственном аспекте. Представление о локах как мировых регионах, образующих выстроенную по вертикали иерархию, в сочетании с представлением о центре вселенной и в разной степени отдаленных от него регионах, соответствующих принципу деления мира по горизонтали, складывалось постепенно, но в конечном счете было принято во всех трех основных религиях Индии.

Ведизм, брахманизм, индуизм. Слово «лока», означающее изначально «открытое пространство», ассоциировалось в ведийском жреческом мировидении прежде всего с пространством сакральным, ритуальным, конкретнее, с тем священным местом, в котором осуществляется непосредственное общение мира людей с миром богов при совершении жертвоприношений и которое образует центр концентрических кругов, охватывающих мироздание. Уже в Ригведе различаются три мира – небесный, земной и подземный, – которые и станут основой всех классических стратификаций мирового пространства в индуистских текстах. В Брахманах «локи» уже означают регионы мира, а еще раньше, в Атхарва-веде, мы встречаемся с «Брахмалокой» – миром Брахмана, достижение которого соответствует, согласно древним Упанишадам, обретению вечного блаженства. Нет сомнения, что уже ко времени деятельности Будды брахманисты иерархизировали мир в соответствии со сферами компетенции богов, которые различались по рангам. Эту пирамиду должен был увенчивать «мир Брахмы» (мир же земных богов распределялся на сферы компетенции четырех «хранителей мира» – локапалов).

На начальной стадии индийской философии некоторые «брахманы и шраманы» обсуждали концепции мироздания (лока). Как можно судить по буддийской Брахмаджала-сутте, среди них различались те, кто считал мир, наряду с Атманом, безначальным, полубезначальным (они, вероятнее всего, отстаивали идею периодических созданий мира Брахмой) и случайным, а также считавшие его пространственно ограниченным, неограниченным, ограниченным и неограниченным одновременно и не тем и не другим. При этом некоторые из этих философов приходили к указанным выводам, исходя из своего медитативного опыта, а другие – из чисто умозрительных рассуждений.

Концепция трех миров (трилока) оформляется, однако, лишь в текстах раннего (Махабхарата, Хариванша) и классического индуизма (Бхагавата-пурана и др.). Но здесь три мира уже расширяются до пятнадцати, поскольку верхний и нижний подвергаются дальнейшей, семеричной, стратификации. Так, согласно наиболее популярной версии (ср. Вишну-пурана, раздел II; Падма-пурана, разделы III–IV и более поздние пуранические тексты), семь верхних регионов распределяются в последовательности: земля, населяемая людьми (бхур-лока); атмосферное пространство между землей и солнцем, населяемое «молчальниками»-муни и «совершенными»-сиддхами, но также и душами усопших (бхувар-лока); небо Индры, располагающееся между Солнцем и Полярной звездой (свар-лока); регион над Полярной звездой, населяемый Бхригу и другими риши из рода прародителя богов и людей Праджапати, которые выживают после периодических разрушений первых трех миров (махар-лока); мир Санаткумары и других сыновей Брахмы (джанар-лока); мир божества Вирадж – гермафродитного божественного начала, составляющего половину «тела Брахмы», а также «отрешившихся»-вайрагинов (тапар-лока); мир Брахмы, где обитают погруженные в медитацию праведники, которым гарантировано избавление от дальнейших перевоплощений (сатья-лока). Семь же нижних миров, располагающихся под землей, населены полубогами, полудемонами и демонами: это регион «Великой Иллюзии»-Махамайи (атала – «отсутствие бездны»), Хатакешвары – формы Шивы (витала), царя демонов Бали (сутала – «большая бездна»), демона Майи (талатала – «бездна и не-бездна»), великих змеев (махатала – «великая бездна»), демонических дайтьев и данавов (расатала – «влажная бездна»), царя обожествляемых змей-нагов Васуки, столицей которого считался выложенный золотом город Бхагавати, и его «подданных» (патала). Однако составляющие семи нижних миров значительно варьируют в различных версиях пуранической космографии.

По версии Вишну-пураны, а также других пуранических текстов, отразившейся и в философской литературе, 14 мировых регионов распределяются между семью высшими, шестью низшими и располагаемым в середине земным миром, который именуется «материком Джамбу» (Джамбудвипа). В середине этого срединного мира помещается сказочная священная гора Меру, образующая центр не только Джамбу, но и всей вселенной, от которой отсчитываются все точки пуранической космографии и которая изображается в виде перевернутого конуса или чашечки лотоса. На ее вершину с неба падает река Ганга и растекается по земле; все четыре ее склона сделаны из золота и драгоценных камней и населены богами «индийского Олимпа»; она считается резиденцией Брахмы и местом встречи богов, мудрецов-риши, и небесных музыкантов-гандхарвов, которые принимают там наиболее «ответственные решения». По четырем сторонам света от нее располагаются другие горы, разделяющие и окаймляющие восемь «стран»: к северу от горы Меру расположены страны Куру, Хираньяка и Рамьяка, к востоку – Бхадрашва, к западу – Кетумала, к югу – Кимпуруша, Хариварша и Бхарата. Последняя, «страна бхаратов» – самая южная и главная – населена потомками царя Бхараты, сына царя Душьянты и прекрасной Шакунталы (мотив Махабхараты, разработанный в знаменитой пьесе Калидасы), отказавшегося от трона ради отшельнической жизни и идентичная самой Индии, которая в этом контексте идентифицируется как страна героев Махабхараты. Весь материк Джамбу, достигающий в диаметре 100 000 йоджан (мера длины, 1 йоджнана равна примерно 13–14 километрам), является центром космографической системы, представляющей собой последовательность сказочных океанов (Соленый, Сахарнотростниковый, Винный, Масляный, Сметанный, Молочный, Сладководный), окружающих не менее сказочные материки Шака (где растет дерево тик, льются обильные дожди, и Вишну почитается в виде солнца), Куша (где растет одноименная священная трава, изобилуют минералы и драгоценные камни и более всех почитается бог Агни), Краунча (его орошает тысяча рек, а в его центре расположена одноименная гора), Шалмали (материк одноименного шелкового дерева, где нет ни лета, ни зимы, атмосфера напоминает плотный смог, а люди обеспечиваются любыми яствами), Плакша (материк одноименного ивового или фигового дерева), Пушкара (материк «лотосового озера», разделяемый горным хребтом на «внутреннюю» и «внешнюю» части – по некоторым Пуранам, место ужасов, по другим – сущий рай). Последний океан окружен горами Локалока («Мир и не-мир»), составляющими скорлупу яйца Брахмы, которым окаймляется весь земной мир.

Более экономные классификации предлагалась ведущими философскими направлениями индуизма – санкхьей и ведантой. Так, в комментариях к Санкхья-карике среди «верхних» миров различались миры пищачей (наиболее жуткие демоны), ракшасов (нормативные демоны), якшей (в целом благожелательные духи), гандхарвов, отцов-предков, Индры (иногда Сомы), Праджапати и, наконец, Брахмы.

дальше



ЛОКА
Ведизм, брахманизм, индуизм
Буддизм
Джайнизм
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в систему свои работы, чтобы они стали доступны всем! Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Добавить работы →

Последнее обновление -
07/03/2021

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!