Вывести на печать

Истина и Брахман. Истина-сатья практически идентична исходному понятию сат – «существующее», в результате чего «истина» соответствует «истинно существующему». Противоположность же сатье, «неистинное» (асатья), не равнозначно тому, что противоположно несуществующему (асат): последнее тождественно тому, чего нет вовсе, а первое – существованию неистинным образом. Противоположное существующему неистинным образом – существующее истинным образом – есть высшая реальность, или Абсолют = Брахман. Эти выкладки подтверждаются текстами адвайта-веданты.

Один из предшественников Шанкары по имени Бхартрипрапанча рассуждал о том, что все окружающее индивидуальную душу-дживу, будь то тонкое или массивное, включается в соответствующие формы Брахмана. Они соответствуют «существующему» (сат), отсюда – слово «истинный» (сатья). Для ортодоксальных адвайта-ведантистов различение тонких и грубых форм Брахмана невозможно, но они полностью принимают единство «истинного» и «существующего». Истолковывая второй раздел Тайттирия-упанишады в Тайттирийопанишад-бхашье, Шанкара «вчитывает» в него три первостепенно важных для веданты вопроса: существует ли Брахман? может ли «непросветленный» достичь Брахмана? может ли достичь Брахмана «просветленный»? Ответ на первый вопрос должен быть положительным, потому что о Брахмане говорится как об «истине». В комментарии к другой упанишаде, в Мундакопанишад-бхашье, Шанкара акцентирует тот момент, что в комментируемом тексте утверждается, что побеждает только истина и никак не не-истина: следуя пути истины, мудрецы, избавившиеся от желаний, достигают того «места», где хранится величайшее сокровище. Наконец, в комментарии к сочинению своего предшественника Гаудапады (6–7 вв.), Мандукья-карике Шанкара противопоставляет трем известным начиная со «средних» Упанишад состояниям сознания – бодрствованию, сну со сновидениями и глубокому сну – четвертое, запредельное состояние (турия), которое есть «истина в высшем смысле» (парамартхасатья). В обоих этих случаях, как и в первом, идентичность истины Брахману считается бесспорной. Тема «истины в высшем смысле» развивается Сурешварой, учеником Шанкары, в Брихадарнаньякопанишадбхашья-варттике: эта истина располагается за пределами досягаемости не только слова, но и мысли, и неким образом наставить о ней может только некое предписание. Слова «истина» и «в высшем смысле» открывают Брахмана потому, что они означают то, что отрицает безначальное Незнание и такие его результаты, как имена, действия, праны, миры и все разновидности причин и следствий. Посредством отрицания всех внешних объектов выясняется, что внутренний Атман, которого отрицать невозможно (поскольку он сам тождествен тому, кто мог бы его отрицать), идентичен высшей реальности, которая равным образом не может быть адекватно постигнута через утверждения и отрицания и при этом никак не напоминает пустоту (шуньята) буддистов-мадхьямиков.

См. также АБХИДХАРМИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ; АВИДЬЯ; АТМАН; АХИМСА; БОДХИСАТТВА; БРАХМАН; БХАГАВАДГИТА; ВЕДЫ; ГАНДИ, МОХАНДАС КАРАМЧАНД; ДУХКХА; ДХАРМА; ДХАРМАШАСТРЫ; ДХАРМЫ; ЙОГАСУТРА-БХАШЬЯ; ЙОГА-СУТРЫ; КАРУНА; МАЙТРИ; САТЬЯГРАХА; ТАТТВАРТХАДХИГМА-СУТРА; ТРИПИТАКА; ШАНКАРА; ШУНЬЯТА.

назад



САТЬЯ
Истина и нравственность
Четыре «благородные истины»
Истина и Брахман
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в систему свои работы, чтобы они стали доступны всем! Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Добавить работы →

Последнее обновление -
25/01/2021

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!