Вывести на печать

CАТЬЯГРАХА (санскр. «держание за истину», «упорство в истине»), санскритский неологизм, введенный Мохандасом Карамчандом Ганди для выражения своей основной нравственно-политической доктрины и объясняемый в Автобиографии (1927) и других произведениях.

Термин «сатьяграха» опирается на особое прочтение Бхагавадгиты, которую Ганди начал изучать почти с двадцатилетнего возраста (в английском переводе Э.Арнолда). Ганди посвятил этому произведению многие годы размышлений (что нашло выражение в небольшой книжке Анасакти-йога, а затем в собрании эссе Гита-мата) и которая привлекла его возможностью использования потенциала «философии действия» для задач политической борьбы. В соответствии с центральной концепцией карма-йоги Бхагавадгиты, по которой следует стремиться только к самому действию как реализации долженствования, но не к его «плодам» и быть свободным от привязанностей (в терминологии Ганди «анасакти-йоги» – «йога непривязанности»), проявляя равное отношение к успеху и неуспеху, Ганди и построил собственную «философию действия». Чтобы отвечать критерию истинности, действие должно быть «незаинтересованным» – совершаемым не ради эгоистических интересов, но ради осуществления предназначения человека в этом мире, образцом для чего должно служить поведение святого, который трудится не для себя, а для Бога. «Сатьяграха» тождественна «опыту с истиной», а также действию, результативность которого равнозначна его незаинтересованности. Истина и справедливость не только не могут находиться в противоречии друг с другом, но суть одно и то же. Критерием истины является, помимо незаинтересованности, альтруизм, следование интересам «другого» и «других» (в конкретном историческом контексте – интересам Индии и ее народов). Истина для Ганди – не просто нравственная добродетель, но божественная сила, космическая реальность, которая является непобедимой и непреодолимой.

«Сатьяграха» в системе понятий Ганди находится в нерасторжимом единстве с соблюдением закона невреждения-ахимсы, более того, обе являются синонимами, обозначающими одну и ту же духовную реальность. Тот, кто действует истинно, т.е. незаинтересованно, не может причинять вред другим людям или живым существам. Между двумя основными императивами нет простого равенства: по отношению к ахимсе сатьяграха является первичным началом, ее источником. Другое традиционное индуистское понятие, по-новому «прочитанное» Ганди и вошедшее в состав сатьяграхи, – жертвоприношение (яджня), т.е. действие, направленное на благо других и потому также «незаинтересованное». Именно Ганди Индия обязана надписи на своем гербе: «истина всегда побеждает».

См. также АХИМСА; БХАГАВАДГИТА; ВЕДЫ; ГАНДИ, МОХАНДАС КАРАМЧАНД; ДЖАЙНИЗМ; ИНДУИЗМ; КУМАРИЛА БХАТТА; ПРАБХАКАРА; САТЬЯ.



Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в систему свои работы, чтобы они стали доступны всем! Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Добавить работы →

Последнее обновление -
25/02/2021

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!