Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
ДХАРМАШАСТРЫ |
ДХАРМАШАСТРЫ
(санскр. «наука о дхарме»), ритуально-правовые сборники, призванные регулировать цикл жизнедеятельности для реализации дхармы. Термин «дхармашастра» употребляется в более широком смысле как 1) вся «дхармическая литература», включающая помимо собственно Дхармашастр также Дхармасутры, и, в более специальном, как 2) стихотворные сборники указанной тематики, наиболее древним и авторитетным среди которых был текст Законов Ману.
Дхармасутры, составлявшиеся во второй половине I тыс. до н.э. и представленные прежде всего текстами, приписываемыми мудрецам Апастамбе, Баудхаяне, Васиштхе, Гаутаме и даже самому божеству Вишну, были основным источником Дхармашастр. Об этом свидетельствует сама их тематика, в которой центральное место занимает распределение жизнедеятельности индивида в зависимости от принадлежности к тому или иному периоду жизни (ашрамы), ежедневный культ, очищения и искупления, обязанности царя, находившееся в его ведении судопроизводство, брачные законы и законы наследования. Дхармашастры отличаются от Дхармасутр лишь в двух, казалось бы, чисто формальных, моментах они были составлены не в виде прозаических сутр (ср. веданги), но в виде стихов, включавших значительную долю гномической, дидактической афористики, и не были «привязаны» к какой-либо ведийской школе. I. Манавадхармашастра (Законы Ману) самая авторитетная, цитируемая и популярная была окончательно отредактирована не позднее 12 вв. Текст, включающий около 2700 стихов, распределяется по 12 главам (адхьяйи). Глава 1 задает космологическую «рамку» изложения дхармы: великие мудрецы-«визионеры» риши просят у первочеловека Ману изложить дхармы всех варн и людей смешанного происхождения; Ману излагает космогонический процесс, «запущенный» Самосущим, происхождение Брахмы и Пуруши, неба и земли, всего сущего и всех живых существ, а также космические «дни» и «ночи» и далее поручает изложить все одному из семи риши Бхригу, который также начинает с истории мироздания, созданного семью Ману (сыновьями Самосущего), а затем переходит к общим положениям об изменении дхарм в четыре космических века (завершая нынешним кали-югой), об основных обязанностях брахманов, кшатриев, вайш и шудр и о превосходстве брахманов над остальными людьми. Главы 26 излагают источники «дхармического сознания» и обязанности брахмана, в последовательности ашрам (стадии ученика, женатого домохозяина, лесного отшельника и странствующего аскета), в соответствии с материалом Дхармасутр. Глава 7 посвящена дхарме кшатрия-царя, а также установкам правильной администрации и политики (нити) в этих материалах некоторые исследователи правомерно усматривают утилизацию традиции «науки политики» (артхашастра). В главах 89 разбираются «гражданские» и судебные законы и наказания (находящиеся в компетенции царя), 18 традиционных поводов для судебного иска по гражданским и уголовным делам, регуляция супружеских и родственных отношений и дхармы двух низших варн вайшьев и шудр. В главе Х рассматриваются лица смешанного происхождения (потомство супругов различных варн), нормативные профессии трех первых варн и допустимые для них занятия в чрезвычайных ситуациях (ападдхарма). Глава XI посвящена «очищениям» или «искуплениям» (праяшчитта) после совершения обрядовых и нравственных проступков, наказаниям за эти проступки в следующих рождениях, правилам дарений и жертвоприношений. В главе XII излагается «усредненная» индуистская антропология индивид рассматривается в единстве нематериальных (Атман как «познающий поле» и душа-джива) и телесных начал и (в соответствии с учением санкхьи) как объект действия трех гун, калькулируются последствия как благих, так и не-благих деяний в последующих рождениях; наконец, рассматриваются знатоки дхармы и ее противники, обольщенные ложной философией. Последняя глава и весь текст завершаются «замыканием» космологической рамки: Пуруша или Атман есть универсальное божество, и те, кто видит его во всем сущем, достигают высшего состояния, Брахмана.Гномическая афористика Законов Ману близка к дидактической поэзии Махабхараты. Типичные примеры прославление мудрости того, кто «принимает знание даже от недостойного, высшую дхарму от низшего, а женщину-сокровище из худого рода», «ибо нектар можно извлечь и из яда, наставление получить от ребенка, пример для подражания от врага, а золото из нечистого источника», или прославление дхармы, которую «надо постепенно накапливать, как белые муравьи свой муравейник», «ибо в другом мире не будут спутниками ни отец, ни мать, ни сын, ни жена, ни родственники останется только дхарма». II. Яджнявалкья-смрити (составленная, возможно, ко 23 вв.) состоит из трех книг, представляющих три большие темы: добродетельное поведение (ачара), судопроизводство (вьявахара) и искупление (праяшчитта). В разделах, посвященных дхарме царя и судопроизводству, значительно влияние Артхашастры. Четкость композиции текста свидетельствует о его основательном редактировании (полагают, что композиция первоначальной версии была ближе по строению Дхармасутрам и Законам Ману). Составитель текста знаком с древней «теософией», учениями санкхьи и йоги, охотно рассуждает о перевоплощениях Атмана, сменяющего телесные оболочки подобно тому, как актер переодевается в разные костюмы. Нет недостатка и в гномической афористике, например: «Владыки всего брахманы, преданные изучению Вед; выше их те, кто совершает жертвоприношения; но те, кто достиг познания Атмана, выше и этих» и т.д. III. Нарада-смрити (34 вв.) претендовала на воспроизведение первоначальной книги Законов Ману (типичное для индийских шастр представление о существовании первоначальной Шастры, которая впоследствии частично восстанавливается в различных «эмпирических» версиях ср. Камасутра), однако отличие этого текста от Манавадхармашастры весьма значительно. Текст посвящен правовым вопросам, трактовка которых находится на весьма «продвинутой» стадии. Помимо процессуального права и традиционных 18 поводов судебного иска по гражданским и уголовным делам, составитель текста классифицирует 15 видов рабства, 21 тип профессий, 11 разновидностей свидетелей, 5 типов испытаний. Об афористике свидетельствует стихи, посвященные правде (сатья), актуальные для судебного сборника: «Единственным без другого средством очищения Атмана зовут правду, переправляющую на небо подобно парому, переправляющему на другой берег. Когда на чашу весов были положены тысяча жертвоприношений коня и правда, вторая перевесила... Правдой земля поддерживает все, правдой восходит солнце, правдой веет ветер и текут воды...». IV. Среди Дхармашастр, восстановливаемых лишь по цитатам в других текстах, наиболее значимой была Брихаспати-смрити, которая значительно ближе к Законам Ману, чем Нарада-смрити, и соотносилась с ними примерно таким же образом, как схолии (варртики) с толкуемым текстом. О сравнительно позднем времени ее составления свидетельствует упоминание письменных судебных документов и запрет на известный обычай самосожжения вдов (сати). Еще к более позднему времени относилась Катьяяна-смрити, ссылающаяся на предыдущую. Дошли также цитаты из Харита-смрити стихи, посвяшенные правовым проблемам.В комментаторской дхармической литературе различают создававшиеся на основе этих текстов самостоятельные трактаты «симфонии» цитат по тем или иным вопросам. Наиболее важными текстами первого типа являются комментарий Медхатитхи к Законам Ману, называемый Ману-бхашья и датируемый не ранее 89 вв., а также комментарий к Яджнявалкья-смрити Виджнянешвары Митакшара, составленный, вероятно, в 12 в., наиболее авторитетный памятник классического индийского права. Среди «симфоний» цитат выделяется нибандха («компендиум») Апарарки (12 в.), тематизирующая Яджнявалкья-смрити, а также ряд других текстов этого жанра, составлявшихся образованными царскими чиновниками. Образцом средневекового комментаторства может служить объемный свод Чатурваргачинтамани Хемадри (1314 вв.), в пяти разделах которого рассматриваются обеты, дары, паломничество, поминальные жертвы, обрядовый календарь при изобилии цитат из Дхармашастр и Пуран (в которых также затрагивалась дхармическая тематика). Популярность Законов Ману в Средневековье преодолела границы Индии: их влияние неоспоримо в буддийских правовых текстах Бирмы, Таиланда, их изучали и в Индонезии. См. также АРТХАШАСТРА; АТМАН; АШРАМЫ; БРАХМАН; БХАГАВАТГИТА; ВАРНЫ; ВЕДАНГИ; ГУНЫ; ДХАРМА; КАМАСУТРА; КАРМА; ПУРАНЫ; ПУРУША; САНСАРА.Вигасин А.А., Романов В.Н. Наблюдения над композицией дхармашастр. В кн.: Древний Восток и античный мир. М., 1980 Самозванцев А.М. Правовой текст дхармашастры. М., 1991 Самозванцев А.М. Книга мудреца Яджнявалкьи (Памятник индийской литературы «Яджнявалкья-смрити»). М., 1994 Вигасин А.А. Дхармашастра Нарады. М., 1998
|
"ДХАРМАШАСТРЫ" STUDENTS.BY |