Вывести на печать

Этнологические сведения. Хотя этническая исключительность не поощряется ганскими властями, каждый житель страны ощущает свою принадлежность к определенной этнической группе. Большинство населения говорит на аканских языках, самых распространенных в южной половине Ганы (за исключением юго-восточных окраин) и включающих язык тви (на большей части территории юга), близкий к нему диалект фанти (центр и запад южной Ганы) и язык нзима (юго-запад). В 1960 аканоязычное население Ганы составляло 44% всей численности населения. Среди них заслуживают упоминания ашанти и бронг, живущие в двух центральных районах страны, фанти – в центральной и южной ее части, аким, аквапим и кваху – на юго-востоке и нзима – на юго-западе. Родственны аканам этнические группы Северной области, говорящие на языке гонжа. В прибрежных районах вокруг Аккры и далее на восток к р.Вольта бльшая часть населения говорит на языках га и адангме. Еще дальше на восток, за р.Вольта, проживают народы, говорящие на языке эве и составляющие 10% населения Ганы и 21% населения соседнего Того. На севере страны представлены многие этнические и языковые группы: дагомба, мампруси, кусаси, вала, касена, нанкансе, фра-фра, буилса, сисала, лоби и дагарт.

Традиционное общество. Основное занятие ганцев – земледелие, потребительское или ориентированное на внутренний рынок. Картина занятости населения будет неполной, если не упомянуть о двух других важных видах деятельности – войне и торговле. Часто они шли рука об руку, иногда явно (работорговля), иногда неявно. Установление политической стабильности в результате военной победы способствовало развитию торговли на территории, находившейся под властью выигравшего войну правителя. Наиболее ярким примером может служить мощное, воинственное и богатое государство Ашанти.

На первых европейцев, посетивших Ашанти, большое впечатление произвели мощь этого государства, обширность его территории, богатство столицы Кумаси и ее населения. Существовавшая в Ашанти система государственного управления была характерна для всех раннегосударственных аканских образований, хотя в данном случае она была более разветвленной и упорядоченной. Верховный вождь ашантихене внушал страх, и ему беспрекословно подчинялись, но он должен был учитывать мнение старейшин и военачальников, считавшихся представителями народа. Существенная часть незнатного населения занималась добычей золота и сельским хозяйством.

Государство Ашанти было конфедерацией, где поддерживался, порой с трудом, баланс сил, с одной стороны – между верховным правителем и узким кругом его советников, а с другой – между составлявшими конфедерацию этнополитическими объединениями (оманами), правителей которых связывали с ашантихене родственные узы и вассальные отношения. Это не мешало им добиваться как можно большей самостоятельности в рамках конфедерации. Власть аканских правителей на всех уровнях имела еще одно ограничение – процедуру смещения народом правителя. Правитель как бы избирался на «трон», и, если его действия признавались неверными, его могли легитимным путем свергнуть с престола. Это в равной степени относилось и к мелким вождям, и к самому ашантихене, чей трон, Золотой трон, был святыней всех ашанти. Изготовленный из дерева и богато декорированный золотом, он и поныне хранится в Кумаси. Национальная гордость ашанти, хорошо налаженная система сбора налогов, политическая система, которая гарантировала способным правителям и их советникам достойную смену, искусное ведение боевых действий – все эти факторы способствовали успешному продвижению ашанти на юг к побережью, где лишь в 19 в. они были остановлены, а затем отброшены в Кумаси британскими войсками. На севере данником Ашанти было крупное государственное образование Дагомба.

В районах, расположенных к северу от Ашанти и к востоку от него в районе р.Вольты, формы организации обществ отличались большим разнообразием: от иерархически структурированных военно-политических образований (Дагомба) до небольших деревень (эве) и кровнородственных групп населения дальнего севера, обходившихся без вождей.

Религия. Вплоть до 20 в. ганцы сохраняли приверженность традиционным африканским верованиям. Однако британские колониальные власти способствовали распространению христианства, полностью доверив образование детей аборигенов миссионерам. Хотя после провозглашения независимости появились и светские школы, христианские миссионеры продолжали активно действовать в Гане. Тем не менее более четверти населения по-прежнему являются приверженцами традиционных религий. Более того, примерно треть верующих, формально считающихся христианами (20% населения), принадлежит к христианско-африканским сектам и церквям, являющимся своеобразным синтезом христианских и африканских религиозных учений и обрядности. К сторонникам ортодоксальных течений (методисты, пресвитериане и католики) относятся трое из восьми ганцев. Влияние ислама наиболее сильно в северных областях Ганы. Ислам исповедуют ок. 15% населения страны.

назад   дальше



ГАНА
Природа
Полезные ископаемые
Флора
Фауна
Население
Демографические данные
Жилище
Этнологические сведения
Традиционное общество
Религия
Современные социальные противоречия
Государственный строй и политика
Внешняя политика
Экономика
Валовой внутренний продукт
Сельское хозяйство
Лесное хозяйство
Горнодобывающая промышленность
Обрабатывающая промышленность
Энергетика
Транспорт и связь
Внешняя торговля и туризм
Денежное обращение и финансы
Образование
История
Четвертая республика
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
29/03/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!