Вывести на печать

Последующие споры со Священной Римской империей. При преемниках папы Григория VII, особенно при Александре III, борьба с императорами Священной Римской империи за независимость и превосходство духовной власти над светской продолжалась. Александр III встал во главе лиги вольных ломбардских городов, которая нанесла поражение императору Фридриху Барбароссе из династии Гогенштауфенов в решающей битве при Леньяно (1176), и вынудил императора отказаться от поддержки антипап, которых тот пытался противопоставить законному папе. При Иннокентии III папство достигло вершины своего могущества: Сицилия, Арагон, Португалия и Англия признали его в качестве своего феодального сюзерена. Папа Иннокентий был приглашен решить вопрос о законности выборов императора в Германии, подверг Францию шестимесячному интердикту, когда Филипп II отказался подчиниться католическому брачному праву, и провозгласил низложение английского короля Иоанна в ходе спора о назначениях на Кентерберийскую кафедру.

Теоретические основания споров. В ходе всех этих разногласий между папами и светскими государями по поводу границ юрисдикции и степени их независимости друг от друга те и другие выдвинули солидные теоретические обоснования собственных притязаний. «Легисты», с позиций гражданского права поддерживавшие превосходство королевской власти, и «канонисты», с позиций канонического права отстаивавшие преимущество папской власти, преувеличивали права защищаемой ими стороны.

Императорские притязания. Сторонники императора и королей ссылались на то, что всякая власть от Бога – и императорская, и папская. Оба получают свою власть непосредственно от Бога, и потому оба подчиняются только Богу.

Папские притязания были сформулированы папой Григорием VII в ходе спора об инвеститурах и приобрели более радикальный характер при его преемниках (вплоть до Бонифация VIII в начале 14 в.). Папа Григорий, продолжая традицию Амвросия Медиоланского и папы Геласия, утверждал, что духовная власть выше светской и что светский государь, будучи христианином, подчиняется церкви во всем, что касается вопросов морали и духовной жизни. Григорий считал, что папа является суверенным главою церкви, и при том – не в феодальном смысле ограниченной суверенности, а в римском имперском смысле абсолютного суверенитета, ограниченного только Богом и божественным законом. По мнению Григория, только папа, как единовластный глава церкви, обладает правом поставлять и низлагать епископов, только он может созывать общецерковные соборы и выполнять их постановления. Папские декреты не могут отменяться никакими земными властями, и любое дело, представленное на рассмотрение папского суда, с этого момента уже не может рассматриваться или пересматриваться в какой-либо иной инстанции.

УПАДОК ПАПСТВА ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

В понтификат Бонифация VIII (1294–1303), когда права папского престола отстаивались особенно решительно, папская власть фактически стала ослабевать. Папство, успешно мерившееся силами со Священной Римской империей, встретило более серьезного противника в лице национального государства, возникшего в конце средневековой эпохи. Бонифаций VIII выразил протест, когда Филипп IV Французский попытался обложить податями духовенство, не испросив на то разрешения папы, и стал игнорировать право духовенства представать перед церковным, а не светским судом. При поддержке высшего французского духовенства Филипп Красивый успешно боролся с папой, а затем посланный королем Гильом де Ногаре даже арестовал папу. Филипп предполагал подвергнуть папу суду, однако тот скончался тремя неделями позже.

«ВАВИЛОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ» ЦЕРКВИ

После семимесячного понтификата Бенедикта XI кардиналы избрали архиепископа Бордоского новым папой под именем Климента V (1305–1314). Вместо того, чтобы отправиться в Рим папа Климент обосновался в Авиньоне – папском анклаве в Провансе, отделенном от Франции только руслом реки Роны. Папский престол оставался здесь с 1309 по 1376 (Петрарка называл это «Вавилонским пленением»). Прецеденты подобного удаления папского престола из Рима уже имелись. За предшествующие два столетия папы находились вне Рима в общей сложности 122 года. Однако авиньонский период стал самым длительным периодом непрерывного пребывания папской резиденции вне Рима, и он пришелся на то время, когда национальное самосознание европейских народов особенно обострилось в результате Столетней войны между Францией и Англией. Папы постепенно стали выглядеть в глазах современников чем-то вроде французских придворных капелланов. Все семеро авиньонских пап были французами, равно как и три четверти назначенных ими кардиналов.

Климент V согласился запретить орден тамплиеров, собственность которого Филипп IV хотел употребить на покрытие расходов, связанных с войной против Англии, а взамен Филипп согласился снять свои обвинения против Бонифация VIII. Климент созвал общецерковный собор, три сессии которого состоялись во Вьенне с октября 1311 по март 1312. Поскольку акты Вьеннского собора не сохранились, мы почти не имеем прямых сведений о его решениях и заключениях. На соборе было рассмотрено дело тамплиеров и строились планы нового крестового похода. Кроме того, на нем были приняты дисциплинарные постановления, касающиеся распущенности духовенства, епископских визитаций (инспекционных поездок) и разногласий между приходским священством и монашеством.

Преемники папы Климента, оставаясь в Авиньоне, постоянно заявляли о том, что их пребывание там носит лишь временный характер и что они вернутся в Рим, как только позволят обстоятельства. Иоанн XXII (1316–1334) безуспешно использовал и военные силы, и отлучения, чтобы водворить в Италии мир, однако только после 1350 папские войска под предводительством кардинала Альборноса начали восстанавливать порядок в Италии. В 1367 папа Урбан V вернулся на престол св. Петра, однако новое восстание, вспыхнувшее после смерти Альборноса, вынудило его бежать обратно в Авиньон. Десятью годами позже папа Григорий XI вновь обосновался в Риме.

назад   дальше



ПАПСТВО
ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПАПСКОЙ ВЛАСТИ
Римское католичество
Православие
Протестантизм
ПАПСТВО В ДРЕВНЕЙШИЙ ПЕРИОД
Организация церковной иерархии
Положение папства в древней церкви
ПАПСТВО В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Григорий I
Николай I
Папство и франки
Упадок папской власти
ПАПСТВО В ЭПОХУ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
РЕФОРМА ПАПСТВА
Клюни
Реформа папства
Григорий VII
Борьба с Генрихом IV
Вормсский конкордат
РАСЦВЕТ ПАПСКОЙ ВЛАСТИ В 12 И 13 ВЕКАХ
Последующие споры со Священной Римской империей
Теоретические основания споров
Императорские притязания
Папские притязания
УПАДОК ПАПСТВА ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
«ВАВИЛОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ» ЦЕРКВИ
Централизация власти при авиньонских папах
Управление финансами при авиньонских папах
ВЕЛИКАЯ ЗАПАДНАЯ СХИЗМА
Упрочение могущества кардиналов
Соборная теория
ПАПСТВО В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Откладывание реформ
Административная анархия
Обмирщение пап
Прагматическая санкция
РЕФОРМА ПАПСТВА В 16 ВЕКЕ
Протестантский бунт
Неудачные реформы
Адриан VI
Климент VII
Павел III
Тридентский собор
Павел IV
Последующие папы-реформаторы
Григорий XIII
Сикст V
ПАПСТВО В ЭПОХУ АБСОЛЮТИЗМА И РЕВОЛЮЦИИ
Галликанизм
Фебронианизм
Гонения на орден иезуитов
Упадок и начало подъема
Церковь при Наполеоне
Реорганизация Папской области
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ ВЕК
Догматические инновации Пия IX
Непорочное зачатие Девы Марии
Силлабус
Непогрешимость папы
Энциклики Льва XIII
ДВАДЦАТЫЙ ВЕК
Пий X
Бенедикт XV
Пий XI
Пий XII
Иоанн XXIII
Павел VI
Иоанн Павел II
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
28/03/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!