Вывести на печать

Пий XII. Следующий папа, Пий XII (1939–1958), впервые с момента декларации I Ватиканским собором принципа непогрешимости папы провозгласил догматическое определение, прямо основанное на этом принципе (1950). Согласно этому определению, Дева Мария была во плоти вознесена на небо. В том же году, в энциклике Humani generis, он предостерег ученых от увлечения некоторыми философскими системами, в частности экзистенциализмом, которые подрывали основы католического вероучения. В других энцикликах Пия XII намечены те перемены, которые впоследствии были закреплены в постановлениях II Ватиканского собора. В энциклике Mediator Dei папа Пий разъяснял сущность и смысл литургического богопочитания и призывал верующих к более активному участию в литургии. В энциклике Mystici Corporis он рассматривал сущность церкви как Мистического Тела Христа и связь между церковью и Христом как ее основателем.

После войны Пий XII стал первым папой, который широко использовал возможности личных контактов с массами католиков-мирян, возникшие в результате заключения Латеранских соглашений. С конца 1940-х и в 1950-е годы он устраивал большие публичные аудиенции в Риме и в Кастель Гандольфо, летней папской резиденции; всего за годы своего понтификата он обратился к более чем 15 миллионам паломников.

Иоанн XXIII. Пий XI и Пий XII были искусными дипломатами, блестящими писателями и людьми, идущими в ногу с современной эпохой, однако папа Иоанн XXIII (1958–1963) вступил на престол с твердым убеждением, что церкви нуждается в преобразованиях. После Тридентского собора католическая богослужебная практика существенно не изменялась. Развернутая Пием X антимодернистская кампания не прошла бесследно, поставив под угрозу дальнейшее развитие свободной богословской мысли. На Западе миллионы католиков жили в духовной среде, сформированной светской культурой новой эпохи, превыше всего ставившей индивидуальный опыт и личную свободу. В странах «третьего мира» католическое вероучение чаще всего проповедовали европейские миссионеры с европейским взглядом на мир. А многовековая традиция взаимного недоверия и неприязни омрачала отношения между Римско-католической церковью и другими религиозными объединениями и организациями.

В своей первой большой энциклике, Mater et magistra, папа Иоанн применил к отношениям между народами принципы католического учения об обществе. Он говорил о мире как о сообществе взаимозависимых государств, где люди связаны сложной системой социальных отношений. Эти идеи он развил в энциклике Pacem in terris. Обращаясь в этой энциклике ко «всем людям доброй воли», он особо подчеркивал обязанность процветающих наций оказывать экономическую поддержку бедным странам.

Самым значительным событием его понтификата стал II Ватиканский собор (1962–1965), третий за всю послесредневековую эпоху. На этом соборе не провозглашались никакие догматические учения и не осуждались никакие ереси, однако в документах собора был выражен взгляд на церковь как на сообщество верующих, а не как на теократическую монархию, подчеркивалась важная роль католиков-мирян в церковной жизни, была утверждена литургическая реформа, и содержался призыв к установлению братских отношений с другими христианскими церквами и с приверженцами нехристианских религиозных традиций.

Павел VI. Папа Иоанн скончался до завершения собором своей работы. Его преемник, Павел VI (1963–1978), довел собор до конца и взял на себя задачу воплощения решений собора в жизнь. Одной из наиболее заметных перемен, произошедших в его понтификат, стала замена латыни – традиционного языка католических богослужений, непонятного большинству верующих мирян, – национальными языками. Еще более важным было учреждение регулярных национальных и региональных епископских конференций и децентрализация церковной власти за счет делегирования Римом некоторых своих властных функций этим новым институтам.

Подобно своему предшественнику, папа Павел VI увеличил число епископов и кардиналов из уроженцев африканских и азиатских стран и добился подлинной интернационализации католической иерархии. Кроме того, он стал первым с наполеоновских времен папой, совершавшим поездки за пределы Италии, и посетил Иерусалим, США, Латинскую Америку и Индию.

Этот дух нововведений воодушевил многих мирян и теологов, хотя некоторые сетовали на решительность, с которой они проводились, усматривая в этом опасность, а некоторые настаивали на своей приверженности латинской мессе. В своей энциклике Populorum progressio папа Павел VI, вслед за Иоанном XXIII, высказался в поддержку права бедных стран на помощь в их развитии. В 1968 Павел VI попытался положить конец опасным, с его точки зрения, тенденциям в области морали, осудив в энциклике Humanae vitae применение средств контрацепции. Однако волна протестов среди католиков наглядно продемонстрировала, что после II Ватиканского собора церковь действительно стала иной, чем во времена Пия IX и Пия XII.

назад   дальше



ПАПСТВО
ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПАПСКОЙ ВЛАСТИ
Римское католичество
Православие
Протестантизм
ПАПСТВО В ДРЕВНЕЙШИЙ ПЕРИОД
Организация церковной иерархии
Положение папства в древней церкви
ПАПСТВО В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Григорий I
Николай I
Папство и франки
Упадок папской власти
ПАПСТВО В ЭПОХУ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
РЕФОРМА ПАПСТВА
Клюни
Реформа папства
Григорий VII
Борьба с Генрихом IV
Вормсский конкордат
РАСЦВЕТ ПАПСКОЙ ВЛАСТИ В 12 И 13 ВЕКАХ
Последующие споры со Священной Римской империей
Теоретические основания споров
Императорские притязания
Папские притязания
УПАДОК ПАПСТВА ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
«ВАВИЛОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ» ЦЕРКВИ
Централизация власти при авиньонских папах
Управление финансами при авиньонских папах
ВЕЛИКАЯ ЗАПАДНАЯ СХИЗМА
Упрочение могущества кардиналов
Соборная теория
ПАПСТВО В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Откладывание реформ
Административная анархия
Обмирщение пап
Прагматическая санкция
РЕФОРМА ПАПСТВА В 16 ВЕКЕ
Протестантский бунт
Неудачные реформы
Адриан VI
Климент VII
Павел III
Тридентский собор
Павел IV
Последующие папы-реформаторы
Григорий XIII
Сикст V
ПАПСТВО В ЭПОХУ АБСОЛЮТИЗМА И РЕВОЛЮЦИИ
Галликанизм
Фебронианизм
Гонения на орден иезуитов
Упадок и начало подъема
Церковь при Наполеоне
Реорганизация Папской области
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ ВЕК
Догматические инновации Пия IX
Непорочное зачатие Девы Марии
Силлабус
Непогрешимость папы
Энциклики Льва XIII
ДВАДЦАТЫЙ ВЕК
Пий X
Бенедикт XV
Пий XI
Пий XII
Иоанн XXIII
Павел VI
Иоанн Павел II
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
26/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!