Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Кроме того, Пий X реорганизовал папский конклав с целью обеспечить полную свободу волеизъявления при выборах папы. Он упразднил право предварительного вето (когда светский государь указывает отправляющемуся на конклав кардиналу, какую из возможных кандидатур он хотел бы заведомо исключить), которое было предоставлено австрийскому императору и которым тот воспользовался на конклаве, избравшем Пия X. Он также запретил под угрозой отлучения от церкви разглашать содержание дискуссий, которые ведутся на конклаве. При папе Пие число кардиналов неитальянской национальности увеличилось, так что впервые за много веков итальянцы утратили свой численный перевес в коллегии кардиналов. Быть может, важнейшим из его преобразований явилась кодификация канонического права. Многие каноны были адаптированы, и силу закона получили все 2414 канонов, среди них некоторые обладали лишь рекомендательной силой вплоть до включения их в новый кодекс 1917 года. Работа по кодификации существенно облегчила усвоение и применение норм церковной дисциплины, так как права и обязанности клириков и мирян теперь были сформулированы предельно четко. Папа Пий X вошел в историю папства также благодаря ряду других своих инициатив, направленных на укрепление церкви. Одною из них стала его несколько опрометчивая кампания против теологического «модернизма», напоминавшая печально известный Силлабус. Другая инициатива состояла в требовании частого причащения. Кроме того, он произвел реформу литургии и церковной музыки и всячески поощрял углубленное изучение Св. Писания. Бенедикт XV. Папа Пий скончался вскоре после начала Первой мировой войны. Его преемник, Бенедикт XV (19141922), был способным дипломатом, которому удалось сохранять строгий и весьма уместный в сложившихся обстоятельствах нейтралитет на протяжении всей войны. В 1915 он обратился с посланием ко всем воюющим народам и их правительствам, призывая прекратить войну и заключить справедливый мир. В 1917 папа предпринял беспрецедентный шаг, направив всем воюющим странам дипломатическую ноту, где изложил семь пунктов, которые могли бы лечь в основу мирного договора, и предложил свое посредничество для завершения конфликта. Однако его предложение не было серьезно воспринято ни одной из воюющих сторон.В самом начале войны Бенедикт XV учредил в Ватикане бюро по делам военнопленных. Бюро получало списки пропавших без вести солдат из германских и французских лагерей для военнопленных и передавало эту информацию семьям солдат. Бюро организовывало обмен определенных категорий военнопленных, в частности тяжелораненых, и перевод в нейтральную Швейцарию отцов многодетных (более четырех детей) семейств. Кроме того, оно обеспечивало обмен пленных из числа мирного населения и добилось освобождения многих женщин, детей, мужчин старше 50 лет, врачей и священнослужителей. Пий XI. После окончания Первой мировой войны перед папством стояли следующие задачи: 1) расширение Католической церкви, преимущественно посредством миссионерской деятельности в странах «третьего мира»; 2) упрочение влияния самого папы и как главы церкви, и как высшего авторитета в вопросах вероучения и морали; 3) расширение влияния церкви на общество в целом, выражающееся прежде всего в борьбе с советским коммунизмом, борьбе с явлениями, которые рассматривались папами как грубо противоречащие нормам морали, например, с абортами и с применением средств контрацепции, и в гуманитарной работе, направленной на облегчение участи бедных людей и бедных стран; 4) адаптацию церковной практики особенно в области литургических реформ к современным представлениям; 5) сохранение традиционных католических доктрин и установлений (в частности, исключительно мужского, целибатного для латинского обряда священства). Осуществление этих задач было предпринято рядом энергичных и деятельных пап, первым из которых стал Пий XI (19221939). Начиная с 1870 папы жили в качестве добровольных пленников в Ватикане, где итальянское правительство позволяло им поддерживать отношения с епископами во всем мире, формально признавая их суверенитет, но в то же время продолжая считать их субъектами итальянского законодательства. Именно это стало главным предметом спора между Святым Престолом и итальянским правительством, так как папы считали, что не могут эффективно управлять Католической церковью, оставаясь при этом подданными какого-либо государя или правительства. На протяжении долгих лет и папы, и итальянское правительство связывали решение этого вопроса с вопросом о власти над Римом и прилегающей к нему областью. Однако уже при папе Пие X в отношениях между папством и правительством наметился сдвиг.В 1929 папа Пий XI воспользовался сложным положением Б.Муссолини для того, чтобы разрешить эту проблему, в результате чего были заключены «Латеранские соглашения». Они состояли из трех частей. Первой частью являлся собственно договор, по которому два суверенных партнера соглашались о создании государства Ватикан, управляемого папой. Этому крошечному государству на площади около 44 га гарантировались все права, связанные с суверенитетом: свобода установления дипломатических отношений с другими странами (даже находящимися в состоянии войны с Италией); дипломатический иммунитет для официальных лиц, аккредитованных при Святом Престоле; неприкосновенный нейтралитет Ватикана; признание кардиналов князьями церкви, сохраняющими свое ватиканское гражданство даже и в тех случаях, когда они вынуждены жить в самом Риме. Вторую часть составляла финансовая конвенция: Италия выплачивает папству определенную компенсацию за утрату Святым Престолом Рима и других территорий, принадлежавших церкви. Третья часть - конкордат (пересмотренный в 1984) касался условий существования и деятельности церкви в Италии.Пий XI издал три энциклики, осуждавшие современный тоталитаризм. Divini Redemptoris осуждала коммунизм в Советском союзе, Mit brennender Sorge содержала решительный приговор нацизму, Non abbiamo bisogno была направлена против итальянского фашизма. В энциклике о браке Casti connubi папа осуждал контроль над рождаемостью. Быть может, самой известной из энциклик папы Пия стала Quadragesimo anno, изданная к сорокалетию опубликования энциклики Льва XIII Rerum novarum, посвященной положению рабочих, и развивавшая применительно к современным условиям положения, касающиеся прав и обязанностей работодателей и трудящихся. |
|