Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
В конце 1534 он объявил, что общецерковной реформе, которую предстоит осуществить собору, должна предшествовать реформа папской Курии и коллегии кардиналов. Осуществить это намерение было весьма трудно из-за того, что Курия была оплотом людей с мирскими интересами, которые были противниками любых реформ, угрожавших сокращением их доходов. Павел предусмотрел и это затруднение. В 1535 он назначил кардиналом выдающегося поборника реформ из Венеции, мирянина Контарини, а в следующем году кардинальскую шапку получили от него такие выдающиеся реформаторы, как Караффа, Садолетто и Поле. В 1535 папа Павел назначил комиссию по реформе, и в начале 1536 был издан ряд декретов, направленных на реформирование образа жизни римского духовенства. Этими декретами духовенству предписывалось носить церковные облачения и осуществлять богослужения, не приближаться к домам терпимости, игорным заведениям и театрам, жить в своих приходах и служить мессу не реже, чем раз в месяц. Папа сознавал, что реформы в одном Риме окажется недостаточно. Поэтому он назначил т.н. Комиссию девяти, куда вошли преданные реформе люди, и поручил ей рассмотреть проблему и предложить меры для исправления положения. Эта комиссия под председательством Контарини представила свой знаменитый доклад в начале 1537. В докладе содержалось ядро той программы реформ, которая впоследствии была принята на Тридентском соборе. Со всей прямотой Комиссия девяти возлагала вину за злоупотребления в церкви на само папство. Главным злом называлось превращение духовного сообщества в продажную бюрократию. Комиссия остановилась также на конкретных пороках симонии, плюрализма (замещения одним лицом нескольких церковных должностей) и непотизма (семейственности). Она доложила папе, что епископы неспособны осуществлять реформу в своих епархиях до тех пор, пока существует практика покупки льгот и привилегий. Комиссия безжалостно обличила и другие пороки. Она осудила прегрешения против устава, столь частые в монашеских орденах, и настояла на лишении монахов права покупать разрешение не носить монашеское облачение и на ограничении их в торговле индульгенциями. Она осудила ту легкость, с которой можно было купить разрешение на брак с близкими родственниками, призвала произвести реформу и упорядочение деятельности монашеских орденов. Когда папа Павел понял, что созвать собор в течение ближайшего времени не удастся, он сам принялся за реформирование папской администрации. Он назначил комиссию из четырех кардиналов, в которую вошли Контарини и Караффа, в задачи которой входила борьба с злоупотреблениями во всех подразделениях Курии, начиная с Датария, ведавшего раздачей папских диспенсаций, индульгенций и других привилегий. Хотя первоначально пошлины должны были лишь оправдать расходы на рассмотрение каждого дела, со временем их размер стал определяться характером привилегии. В результате доходы Датария стали составлять почти половину всех доходов папской казны. Это поощряло чиновников Датария к тому, чтобы раздавать привилегии всем, кто был в состоянии за них заплатить. Теперь это подразделение было реформировано таким образом, что плата вновь стала строго соответствовать издержкам. Павел III расширил Комиссию четырех, доведя число ее членов до восьми, а затем и до двенадцати, с тем чтобы они могли искоренить злоупотребления в Роте, в Канцелярии, в Пенитенциарии и в Судебной палате. Везде реформы проходили с трудом из-за столкновения с чиновничьими интересами. Кроме того, в каждом из этих случаев реформы сокращали доходы папы. Однако папу Павла III и его сотрудников не так легко было заставить отступить, и к 1541 в деле реформы были достигнуты ощутимые результаты. Папа ополчился также на зло абсентеизма (заочного управления епархиями). В 1540 он созвал 80 епископов и архиепископов, проживавших в Риме, и приказал им вернуться в свои епархии. Однако абсентеизм настолько глубоко укоренился, что Павлу III оказалось крайне трудно добиться выполнения своих распоряжений. Ему и его последователям приходилось вновь и вновь удалять из Рима целые группы епископов, пока весь епископат не усвоил обычая размещать свою резиденцию в собственной епархии. Павел распорядился также издать сборники правил и предписаний для проповедников, чтобы верующие могли получить внятное наставление в вероучении и морали. (30.03 Кб) |
|