Спутники. Открыто 20 спутников Урана. Крупнейшие – Титания и Оберон – диаметром по 1500 км. Есть еще 3 крупных, размером более 500 км, остальные очень маленькие. Спектры поверхности пяти крупных спутников указывают на большое количество водяного льда. Поверхности всех спутников покрыты метеоритными кратерами.

Нептун. Внешне Нептун похож на Уран; в его спектре также доминируют полосы метана и водорода. Поток тепла от Нептуна заметно превышает мощность падающего на него солнечного тепла, что указывает на существование внутреннего источника энергии. Возможно, значительная часть внутреннего тепла выделяется в результате приливов, вызванных массивным спутником Тритоном, который обращается в обратном направлении на расстоянии 14,5 радиуса планеты. «Вояджер-2», пролетев в 1989 на расстоянии 5000 км от облачного слоя, обнаружил у Нептуна еще 6 спутников и 5 колец. В атмосфере были открыты Большое Темное Пятно и сложная система вихревых потоков. На розоватой поверхности Тритона обнаружились удивительные геологические детали, включая мощные гейзеры. Открытый «Вояджером» спутник Протей оказался больше Нереиды, обнаруженной с Земли еще в 1949.

Плутон. У Плутона сильно вытянутая и наклоненная орбита; в перигелии он приближается к Солнцу на 29,6 а.е. и удаляется в афелии на 49,3 а.е. В 1989 Плутон прошел перигелий; с 1979 по 1999 он был ближе к Солнцу, чем Нептун. Однако из-за большого наклона орбиты Плутона его путь никогда не пересекается с Нептуном. Средняя температура поверхности Плутона 50 К, она изменяется от афелия к перигелию на 15 К, что весьма заметно при таких низких температурах. В частности, это приводит к появлению разреженной метановой атмосферы в период прохождения планетой перигелия, но ее давление в 100 000 раз меньше давления земной атмосферы. Плутон не может долго удерживать атмосферу – ведь он меньше Луны.

Спутник Плутона Харон обращается за 6,4 сут близко от планеты. Его орбита очень сильно наклонена к эклиптике, так что затмения происходят лишь в редкие эпохи прохождения Земли через плоскость орбиты Харона. Яркость Плутона регулярно меняется с периодом 6,4 сут. Следовательно, Плутон вращается синхронно с Хароном и на поверхности у него есть крупные пятна. По отношению к размеру планеты Харон очень велик. Часто пару Плутон – Харон называют «двойной планетой». Одно время Плутон считали «сбежавшим» спутником Нептуна, но после открытия Харона это выглядит маловероятным.

ПЛАНЕТЫ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Внутреннее строение. Объекты Солнечной системы с точки зрения их внутреннего строения можно разделить на 4 категории: 1) кометы, 2) малые тела, 3) планеты земного типа, 4) газовые гиганты. Кометы – простые ледяные тела с особым составом и историей. К категории малых тел относят все прочие небесные объекты с радиусами менее 200 км: межпланетные пылинки, частицы планетных колец, малые спутники и большинство астероидов. За время эволюции Солнечной системы все они потеряли тепло, выделившееся в ходе первичной аккреции, и остыли, не имея достаточного размера, чтобы нагреться из-за происходящего в них радиоактивного распада. Планеты земного типа весьма разнообразны: от «железного» Меркурия до загадочной ледяной системы Плутон – Харон. К категории газовых гигантов помимо крупнейших планет по формальным признакам иногда относят и Солнце.

Важнейшим параметром, определяющим состав планеты, служит средняя плотность (полная масса, деленная на полный объем). Ее значение сразу указывает, какова планета – «каменная» (силикаты, металлы), «ледяная» (вода, аммиак, метан) или «газовая» (водород, гелий). Хотя поверхности Меркурия и Луны поразительно похожи, их внутренний состав совершенно различен, поскольку средняя плотность Меркурия в 1,6 раза выше, чем у Луны. При этом масса Меркурия невелика, а значит, его высокая плотность в основном обязана не сжатию вещества под действием силы тяжести, а особому химическому составу: Меркурий содержит по массе 60–70% металлов и 30–40% силикатов. Содержание металлов на единицу массы у Меркурия значительно выше, чем у любой другой планеты.

Венера вращается настолько медленно, что ее экваториальное вздутие измеряется лишь долями метра (у Земли – 21 км) и совершенно не может сообщить что-либо о внутренней структуре планеты. Ее гравитационное поле коррелирует с топографией поверхности, в отличие от Земли, где континенты «плавают». Возможно, континенты Венеры фиксируются жесткостью мантии, но не исключено, что рельеф Венеры динамически поддерживается энергичной конвекцией в ее мантии.

Поверхность Земли существенно моложе поверхностей других тел Солнечной системы. Причиной этого в основном служит интенсивная переработка вещества коры в результате тектоники плит. Заметно влияет и эрозия под действием жидкой воды. На поверхностях большинства планет и спутников доминируют кольцевые структуры, связанные с ударными кратерами или вулканами; на Земле тектоника плит привела к тому, что ее крупнейшие возвышенности и низменности носят линейный характер. Примером служат горные хребты, вырастающие в местах столкновения двух плит; океанические желоба, отмечающие места, где одна плита уходит под другую (зоны субдукции); а также срединно-океанические хребты в тех местах, где две плиты расходятся под действием всплывающей из мантии молодой коры (зоны спрединга). Таким образом, рельеф земной поверхности отражает динамику ее недр.

Небольшие образцы верхней мантии Земли становятся доступны для лабораторного изучения, когда они поднимаются к поверхности в составе магматических пород. Известны ультраосновные включения (ультрабазиты, бедные силикатами и богатые Mg и Fe), содержащие минералы, которые формируются только при высоком давлении (например, алмаз), а также парные минералы, способные сосуществовать только в том случае, если они сформировались при высоком давлении. Эти включения позволили с достаточной точностью оценить состав верхней мантии до глубины ок. 200 км. Минералогический состав глубинной мантии известен не так хорошо, поскольку пока нет точных данных о распределении температуры с глубиной и не воспроизведены в лаборатории основные фазы глубинных минералов. Ядро Земли подразделяют на внешнее и внутренее. Внешнее ядро не пропускает поперечные сейсмические волны, следовательно, оно жидкое. Однако на глубине 5200 км вещество ядра вновь начинает проводить поперечные волны, но с низкой скоростью; это означает, что внутреннее ядро частично «заморожено». Плотность ядра ниже, чем была бы у чистой железо-никелевой жидкости, вероятно, из-за примеси серы.

Четверть марсианской поверхности занимает возвышенность Фарсида, поднявшаяся на 7 км относительно среднего радиуса планеты. Именно на ней расположено большинство вулканов, при формировании которых лава растекалась на большое расстояние, что характерно для расплавленных пород, богатых железом. Одна из причин огромного размера марсианских вулканов (крупнейших в Солнечной системе) состоит в том, что, в отличие от Земли, у Марса нет плит, движущихся относительно горячих очагов в мантии, поэтому вулканы долго растут на одном месте. У Марса нет магнитного поля и не обнаружена сейсмическая активность. В его грунте оказалось много окислов железа, что указывает на слабую дифференциацию недр.

СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА