Вывести на печать

Память. Память так тесно связана с научением, что эти два понятия не всегда различают. Эббингауз, например, считал материал выученным, если его удавалось воспроизвести без ошибки. Психологи выделяют два вида памяти: кратковременную, которую мы используем, когда запоминаем номер телефона лишь для того, чтобы сразу же его набрать, и долговременную, требующуюся для таких целей, как овладение массивом профессиональных знаний. Поскольку кратковременная память быстро угасает, следы в памяти со временем исчезают, если не закрепляются повторением. Долговременная память нуждается в периоде консолидации, прежде чем материал сможет быть сохранен надолго. Предполагается, что консолидация включает перестройку нервных сетей, в результате которой образуются энграммы – структурные следы памяти в мозгу. Согласно гипотезе М.Познера, энграммы с течением времени разрушаются, т.е. память угасает спонтанно. Некоторые исследователи рассматривают память как трехчленную структуру, добавляя к упомянутым выше фазам «средневременную» память. Кратковременная память действует на протяжении секунд и минут, средневременная – около двух часов, после чего функционирует долговременная память.См. также НАУЧЕНИЕ; НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ.

МОТИВАЦИЯ

Мотивация занимает одно из центральных мест в психологии, поскольку имеет непосредственное отношение к научению, памяти, эмоциям, личности и другим областям психологического знания.

Редукция потребности: гомеостатические теории мотивации. Основные положения этих теорий сводятся к следующему. Если бы все человеческие потребности были удовлетворены, люди оказались бы в состоянии, подобном летаргическому сну. Такое явление можно наблюдать у животных. Так, чтобы побудить их активно действовать в каком-нибудь эксперименте, часто приходится использовать электрический разряд или другие отрицательные стимулы. Хотя потребности и влечения – не одно и то же, на практике возрастание потребности приводит к усилению влечения. Понятие «гомеостаза» в психологии мотивации означает, что источником мотивации является стремление организма сохранить внутреннюю среду, свободную от разрушительных влечений.

Фрейд утверждал, что, если не давать выхода инстинктивным побуждениям, они приведут к болезни. Этолог К.Лоренц добавил к этому, что сильные влечения будут разряжаться в любом случае, если не посредством внешнего стимула, то спонтанно с помощью некоторого внутреннего механизма. Подобное объяснение мотивации называют гидравлической моделью (классическая этологическая модель поведения). Э.Фромм, придав позиции Фрейда гуманистическое направление, утверждал, что цель развития человеческого характера – преодоление противоречия между физиологическими и собственно человеческими потребностями.

Индукция потребности: активационные теории мотивации. Если сторонники теорий редукции потребности считают гомеостаз, или отсутствие влечений, тем идеалом, к которому стремится организм, то защитники активационных теорий рассматривают в качестве предпочтительного состояния средний, а не минимально возможный уровень влечений. Например, согласно активационной теории Д.Хебба, оптимальный уровень мотивации находится посредине между состоянием ослабленного влечения, с одной стороны, и дезорганизующего страстного влечения – с другой. Еще одна теория утверждает, что оптимальный уровень – между скукой и сильнейшим страхом. Преимущество активационных теорий в том, что они объясняют состояния, при которых активация (повышенная потребность) становится желательной, например в спортивных соревнованиях. Гомеостатические теории заставляют думать, что каждый индивид стремится вступить на путь наименьшего сопротивления.

Гедонистические теории мотивации рассматривают в качестве первичной мотивации удовольствие. Согласно теории Фрейда, сама природа человека такова, что, сознательно или нет, он стремится к удовольствию и избегает страдания. Фрейд назвал это «принципом удовольствия». Экспериментально показано, что крысы действуют энергичнее ради вкусной пищи независимо от того, насколько она питательна. Некоторые эксперименты позволяют связать гедонистическую мотивацию с возбуждением мозговых центров удовольствия.

назад   дальше



ПСИХОЛОГИЯ
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Возникновение экспериментальной психологии
Возникновение клинической психологии и психиатрии
ШКОЛЫ ПСИХОЛОГИИ
Психоанализ
Логотерапия
Гуманистическая психология
Гештальтпсихология
Функционализм и бихевиоризм
Когнитивизм
Информационные процессы: теория компьютерного моделирования
СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОТРАСЛИ
ТЕОРИИ НАУЧЕНИЯ
Теория связей Торндайка
Павловский условный рефлекс
Оперантный бихевиоризм Скиннера
Теория научения Халла
Когнитивный бихевиоризм Толмена
Память
МОТИВАЦИЯ
Редукция потребности: гомеостатические теории мотивации
Индукция потребности: активационные теории мотивации
Гедонистические теории мотивации
Побудительные теории мотивации
Типология: теории предопределенной мотивации
Другие теории врожденной мотивации
ОЩУЩЕНИЯ
Зрение
Слух
Вкус и обоняние
Проприоцептивные чувства: кинестетические и вестибулярные ощущения
Кожная чувствительность
ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие окружающих
Восприятие самого себя: образ тела
ЭМОЦИИ
Теория Джемса – Ланге
Теория Кеннона – Барда
Атрибутивная теория эмоций
Когнитивная теория эмоций
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
Мозговые центры
Поведенческая психофармакология
Расщепленный мозг
Биологическая обратная связь
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Социальное сравнение и когнитивный диссонанс
Привлекательность и симпатии
Социальная позиция, ее измерение
Конформность и подчинение власти
Социальная фасилитация
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Познание
Когнитивное развитие
Интеллект и тесты интеллекта
Нравственное развитие
Психолингвистика: овладение языком
Скиннеровская теория вербального поведения
Теория социального научения языку
Гипотеза о врожденной способности к языку
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Психодинамические теории личности
Защитные механизмы
Гуманистические теории личности
Личностные черты
Конституциональные типологии личности
Поведенческие теории личности
ПАТОПСИХОЛОГИЯ
Медицинская модель душевных болезней
Классификация психических расстройств
Тревожные расстройства
Шизофрения
Аффективные расстройства: депрессия
Психотерапия
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЯ КАК ПРОФЕССИЯ
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
28/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!