|
|
Поведенческие теории личности.
Согласно Скиннеру, поведение человека управляется окружающей средой, а не внутренними силами. Каждый индивид находится под контролем случайных обстоятельств, подкрепляющих его поведенческие реакции. Вместе с тем Скиннер оптимист, так как уверен в том, что человек в состоянии правильно организовать ту среду, которая его контролирует; следовательно, человек может творить и переделывать собственную натуру и делает это постоянно, хотя и не прямым, а опосредованным через среду путем.
Иную теорию социального научения предложил А.Бандура. Основные положения этой теории сводятся к следующему. Люди непосредственно контролируют собственную судьбу. Влияние на них подкрепления зависит от внутренней регуляции. Такие внутренние факторы, как самосознание, целеустремленность и самоподкрепление, позволяют человеку регулировать, предвидеть и направлять внешние воздействия. Как и в норме, в случаях психической патологии поведение формируется в результате научения, а потому «аномальное поведение» и «дурные привычки» это по сути дела одно и то же. Используя методы модификации поведения в сочетании с упражнениями по развитию самоосознания и саморегуляции, можно заменить «плохие» привычки «хорошими», а аномальное поведение нормальным.
ПАТОПСИХОЛОГИЯ
Ни в одной области психологии нет такого множества несогласных друг с другом ученых, как в патопсихологии. Нет единомыслия не только по поводу того, в чем состоит патология, некоторые специалисты сомневаются даже, можно ли вообще говорить о ее существовании. Если ненормальность это просто отклонение от установленных обычаев и норм, то, по-видимому, не существует универсальной формы психической болезни. Большое количество нарушений, которые в прошлом считались психопатологией, ныне не считаются болезнями (например, гомосексуальность). То же справедливо по отношению к ряду психосоматических нарушений. Релятивисты ссылаются на эксперимент, в котором группа психологов и психиатров не признала нормального человека психически здоровым после того, как участвующий в эксперименте влиятельный психиатр умышленно бросил фразу: «Очень интересный человек выглядит как невротик, а на самом деле совершенно психотическая личность». Такие же результаты были получены еще в одном эксперименте, где восемь психически здоровых людей притворились душевнобольными, чтобы попасть в психиатрическую клинику. Попав туда, они стали вести себя как нормальные люди, однако персонал клиники ни на минуту не усомнился в поставленном диагнозе. Таким образом, скептический вопрос «Можем ли мы распознавать психические болезни?» можно превратить в «нигилистический» «А существуют ли они вообще?»
Медицинская модель душевных болезней
основана на утверждении, что психическая болезнь подобна физической и ее можно вылечить с помощью лекарств. Однако существуют аргументы в пользу мнения, что психические болезни это функциональные нарушения, обусловленные эмоциональными жизненными проблемами (за исключением органических психозов). Сторонники этой точки зрения отнесут шизофреников к категории людей, испытывающих серьезные эмоциональные трудности, и вот почему: фактически не существует классических шизофреников, описанных в учебниках; универсальных симптомов шизофрении не выявлено, четкость в ее определении отсутствует; различные идиосинкразии можно назвать и (ошибочно) называются шизофреническими; органические заболевания поддаются медикаментозному, хирургическому или иному физическому способу лечения, но в случае шизофрении применение лекарственных препаратов сочетают с психотерапией; наконец, если неврозы и такие психозы, как шизофрения, настоящие органические болезни, то было бы возможно их одновременное проявление, чего фактически не происходит. Есть и такой аргумент в пользу того, что шизофрения является скорее эмоциональной проблемой, чем органической болезнью: ее аналоги не встречаются у животных. Однако сторонники медицинской модели, весьма многочисленные, могут указать на то, что при шизофрении и других психических болезнях определенные лекарственные препараты оказывают лечебный эффект; кроме того, выявлена семейная предрасположенность к шизофрении, т.е. важна роль генетических факторов в ее развитии; наконец, эта модель рассматривает шизофрению как группу заболеваний, различающихся по своим причинам, генетической предрасположенности и провоцирующим факторам.
Классификация психических расстройств.
Руководство по диагностике и статистике психических расстройств (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders) Американской психиатрической ассоциации выделяет 18 основных диагностических категорий психических расстройств. Они включают шизофрению (характеризуемую расстройством мышления, бредом и галлюцинациями) и близкие к ней психозы: бредовые, или параноидные расстройства (бред преследования, или величия, или ревности), и шизоаффективные расстройства (маниакальные или депрессивные состояния с симптомами шизофрении); аффективные расстройства, или расстройства настроения (маниакально-депрессивный психоз, депрессивное расстройство); тревожные расстройства (фобии и другие состояния тревожности, не связанные с шизофренией и аффективными расстройствами); истерические расстройства (истерия и другие формы психологически обусловленной симуляции, при которых сохраняется некоторый «произвольный» контроль); соматоформные расстройства, включая конверсионные расстройства (проявляются физическими симптомами, не имеющими органических причин); диссоциативные расстройства (психогенная амнезия, психогенная фуга, состояние множественной личности и деперсонализация); личностные расстройства, известные также как психопатии (паранойяльная личность, шизоидная личность, шизотипическая личность, пограничная личность, истерическая личность, нарциссическая личность, антисоциальная личность, зависимая личность, уклоняющаяся, или тормозимая, личность, компульсивная личность, пассивно-агрессивная личность, циклотимическая личность и депрессивная личность); психосексуальные расстройства (нарушение половой самоидентификации, транссексуальность, парафилии фетишизм, трансвестизм, зоофилия, педофилия, эксгибиционизм, скопофилия, вуайеризм, мазохизм, садизм, и психосексуальные дисфункции); расстройства, обычно возникающие в детстве или юности (задержка умственного развития, детский аутизм, гиперактивность, нарушения развития речи и чтения, поведенческие проблемы, страх разлуки и другие психические отклонения, связанные с повышенной тревожностью; избирательный мутизм, нервная анорексия и прочие расстройства, связанные с приемом пищи; заикание, тики, личностные нарушения и другие отклонения, характерные для юношеского возраста); реактивные состояния (стрессовые расстройства и дезадаптация); нарушение контроля импульсивных желаний (клептомания, пиромания, патологическая тяга к азартным играм, импульсивность и другие расстройства, связанные со взрывными эмоциями) и расстройства сна.
назад
дальше
|
|
|
|