Вывести на печать

Возникновение клинической психологии и психиатрии. В течение того же периода, когда в Германии формировалась физиологическая и экспериментальная психология, во Франции и несколько позже в Вене получила развитие медицинская психология. Революция в психиатрии началась во второй половине 18 в. с деятельности в Париже Ф.Пинеля, который стал содержать душевнобольных не связанными, считая, что превращение психиатрических лечебниц в «ад кромешный» во многом обусловлено нечеловеческими условиями содержания больных. В 19 в. Ж.Эскироль первым соотнес психические нарушения с эмоциональной жизнью человека и провел различение между иллюзией и галлюцинацией. За этим последовали тщательный анализ психических нарушений с использованием соответствующих описательных терминов, и что особенно важно, дифференциация и классификация различных видов шизофрении. Если в начале 19 в. не было ни одного учебника психиатрии, то уже в 1883 появился ее полный систематический курс, созданный немецким психиатром Э.Крепелином. Большую роль в совершенствовании терапии психических расстройств сыграло использование гипноза в качестве средства лечения и диагностики, позволившее установить психогенную природу неврозов и положившее начало современной психотерапии.

ШКОЛЫ ПСИХОЛОГИИ

В первой половине 20 в. возникло множество психологических школ, каждая из которых пыталась объяснить все психологические явления в терминах единой всеохватывающей системы.

Психоанализ, история возникновения которого началась с того, как австрийский врач З.Фрейд и его коллега Й.Брейер вылечили «Анну О.» от невроза, – едва ли не самая известная школа. Изучая феномен постгипнотического внушения, Фрейд пришел к выводу о бессознательной природе мотивации у человека. Для проникновения в бессознательное он использовал главным образом толкование сновидений. Страхи и желания, которые в обычном бодрствующем сознании подавляются, выходят на поверхность в снах. Но даже здесь эмоции принимают замаскированную форму, которая должна быть разгадана, подобно ребусу, чтобы скрытые смыслы стали явными. Таким образом, сны сами имеют «бессознательную» структуру. Фрейд рассматривал психопатологию как движение от нормального к невротическому и далее к психотическому состоянию. Однако и «норма», по Фрейду, – не более чем абстрактный идеал, ибо никто не свободен от психологических конфликтов и тем самым от вытеснения и бессознательной мотивации. Следовательно, никого нельзя назвать абсолютно разумным. Такая пессимистическая точка зрения на человека противоречила представлениям, бытовавшим в западной культуре на протяжении более двух столетий.

0Самый известный из учеников Фрейда, швейцарский психиатр К.Юнг, расширил концепцию бессознательного. Кроме индивидуального бессознательного, продукта индивидуальной истории, Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного», которое присуще всему человечеству. В таком «коллективном», или «социальном», бессознательном действуют особые мотивационные факторы, названные Юнгом «архетипами» (т.е. первичными образами). Например, один из архетипов – «анима», персонификация идеала женственности в сознании мужчины – определяет, какие типы женщин нравятся данному представителю мужского пола. Юнг исследовал бессознательное не только посредством интерпретации снов, но и через речевые ассоциации. Данный прием широко применяется в настоящее время в форме теста, использующего сотню простых слов. Испытуемый должен быстро отреагировать на каждое из этих слов. Задержанный ответ, неспособность дать ответ вообще или повторение слов свидетельствует о существовании т.н. «комплекса» – совокупности эмоционально окрашенных бессознательных идей и представлений.

Другой последователь Фрейда, А.Адлер, разработал собственную систему, подвергнув сомнению решающую роль бессознательного. Он рассматривал невроз как следствие комплекса неполноценности. Вместо того чтобы изучать сны, Адлер обратился к исследованию ранних воспоминаний, которые считал ключом к пониманию поведения, мотивации и личности. Личностные проблемы, с его точки зрения, возникают из ощущения социальной бесполезности, а социальные чувства и интересы представляют собой необходимую составную часть полноценной психической жизни. См. также ПСИХОАНАЛИЗ.

назад   дальше



ПСИХОЛОГИЯ
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Возникновение экспериментальной психологии
Возникновение клинической психологии и психиатрии
ШКОЛЫ ПСИХОЛОГИИ
Психоанализ
Логотерапия
Гуманистическая психология
Гештальтпсихология
Функционализм и бихевиоризм
Когнитивизм
Информационные процессы: теория компьютерного моделирования
СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОТРАСЛИ
ТЕОРИИ НАУЧЕНИЯ
Теория связей Торндайка
Павловский условный рефлекс
Оперантный бихевиоризм Скиннера
Теория научения Халла
Когнитивный бихевиоризм Толмена
Память
МОТИВАЦИЯ
Редукция потребности: гомеостатические теории мотивации
Индукция потребности: активационные теории мотивации
Гедонистические теории мотивации
Побудительные теории мотивации
Типология: теории предопределенной мотивации
Другие теории врожденной мотивации
ОЩУЩЕНИЯ
Зрение
Слух
Вкус и обоняние
Проприоцептивные чувства: кинестетические и вестибулярные ощущения
Кожная чувствительность
ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие окружающих
Восприятие самого себя: образ тела
ЭМОЦИИ
Теория Джемса – Ланге
Теория Кеннона – Барда
Атрибутивная теория эмоций
Когнитивная теория эмоций
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
Мозговые центры
Поведенческая психофармакология
Расщепленный мозг
Биологическая обратная связь
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Социальное сравнение и когнитивный диссонанс
Привлекательность и симпатии
Социальная позиция, ее измерение
Конформность и подчинение власти
Социальная фасилитация
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Познание
Когнитивное развитие
Интеллект и тесты интеллекта
Нравственное развитие
Психолингвистика: овладение языком
Скиннеровская теория вербального поведения
Теория социального научения языку
Гипотеза о врожденной способности к языку
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Психодинамические теории личности
Защитные механизмы
Гуманистические теории личности
Личностные черты
Конституциональные типологии личности
Поведенческие теории личности
ПАТОПСИХОЛОГИЯ
Медицинская модель душевных болезней
Классификация психических расстройств
Тревожные расстройства
Шизофрения
Аффективные расстройства: депрессия
Психотерапия
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЯ КАК ПРОФЕССИЯ
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
27/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!