Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Возникновение клинической психологии и психиатрии. В течение того же периода, когда в Германии формировалась физиологическая и экспериментальная психология, во Франции и несколько позже в Вене получила развитие медицинская психология. Революция в психиатрии началась во второй половине 18 в. с деятельности в Париже Ф.Пинеля, который стал содержать душевнобольных не связанными, считая, что превращение психиатрических лечебниц в «ад кромешный» во многом обусловлено нечеловеческими условиями содержания больных. В 19 в. Ж.Эскироль первым соотнес психические нарушения с эмоциональной жизнью человека и провел различение между иллюзией и галлюцинацией. За этим последовали тщательный анализ психических нарушений с использованием соответствующих описательных терминов, и что особенно важно, дифференциация и классификация различных видов шизофрении. Если в начале 19 в. не было ни одного учебника психиатрии, то уже в 1883 появился ее полный систематический курс, созданный немецким психиатром Э.Крепелином. Большую роль в совершенствовании терапии психических расстройств сыграло использование гипноза в качестве средства лечения и диагностики, позволившее установить психогенную природу неврозов и положившее начало современной психотерапии. 0 Самый известный из учеников Фрейда, швейцарский психиатр К.Юнг, расширил концепцию бессознательного. Кроме индивидуального бессознательного, продукта индивидуальной истории, Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного», которое присуще всему человечеству. В таком «коллективном», или «социальном», бессознательном действуют особые мотивационные факторы, названные Юнгом «архетипами» (т.е. первичными образами). Например, один из архетипов «анима», персонификация идеала женственности в сознании мужчины определяет, какие типы женщин нравятся данному представителю мужского пола. Юнг исследовал бессознательное не только посредством интерпретации снов, но и через речевые ассоциации. Данный прием широко применяется в настоящее время в форме теста, использующего сотню простых слов. Испытуемый должен быстро отреагировать на каждое из этих слов. Задержанный ответ, неспособность дать ответ вообще или повторение слов свидетельствует о существовании т.н. «комплекса» совокупности эмоционально окрашенных бессознательных идей и представлений. Другой последователь Фрейда, А.Адлер, разработал собственную систему, подвергнув сомнению решающую роль бессознательного. Он рассматривал невроз как следствие комплекса неполноценности. Вместо того чтобы изучать сны, Адлер обратился к исследованию ранних воспоминаний, которые считал ключом к пониманию поведения, мотивации и личности. Личностные проблемы, с его точки зрения, возникают из ощущения социальной бесполезности, а социальные чувства и интересы представляют собой необходимую составную часть полноценной психической жизни. См. также ПСИХОАНАЛИЗ. |
|