Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Когнитивизм. Это направление в психологии, изучающее процессы познания (лат. cognitio познание), работу памяти и роль познания в мотивации и поведении, в наибольшей степени подорвало позиции бихевиоризма. К 1930 психологи, работавшие в традиции когнитивизма Э.Толмена, убедительно показали, что психика существует и у животных. В одном из экспериментов было выявлено, что крысы в лабиринте действуют на основе «когнитивных карт», т.е. психических образов знакомой им структуры лабиринта, а не просто двигательного обусловливания. Аналогичные эксперименты продемонстрировали, что бихевиоризм Уотсона рисует чрезвычайно упрощенную картину, так как на самом деле значительную часть деятельности составляет то, что происходит внутри организма. Для описания таких внутренних феноменов и процессов необихевиористы начали использовать понятие «промежуточных переменных» (см. ниже раздел Теория научения). Серьезным достижением когнитивизма стала гипотеза об избирательной готовности, суть которой в следующем: у животных могут возникать только те поведенческие реакции, к которым оно психологически подготовлено и которые соответствуют уровню его психической организации. Другими словами, речь идет о значении «видоспецифичных» свойств в формировании поведения. С позиций данного принципа становится очевидной концепция Уотсона о безграничных возможностях бихевиоризма ни одному экспериментатору не удалось, например, научить свиней бросать монетки в копилку, поскольку естественное поведение этих животных состоит в том, что они роют и разбрасывают, а не подбирают и складывают. Информационные процессы: теория компьютерного моделирования. С развитием когнитивной психологии стало возможным компьютерное моделирование таких процессов, как научение, работа памяти, мышление и даже развитие неврозов. А.Ньюэлл, Дж.Шоу и Г.Саймон сконструировали компьютеры, позволившие моделировать процессы обработки информации и решения задач, протекающие в мозгу человека. Разумеется, в первую очередь в компьютерную программу следовало заложить логику человеческого мышления. После этого компьютер оказался в состоянии решать задачи, возникающие в ходе игры в шахматы и шашки, примерно так же, как это делает человек используя «память», «рассуждения» и метод «проб и ошибок». Моделирование на компьютере мыслительных процессов помогает психологам понять, как осуществляются высшие психические функции. В то же время само использование слова «моделирование» служит предупреждением о том, что, хотя с помощью компьютеров можно решить ряд задач, обычно доступных только человеку, сам процесс научения человека, его мышление и память решительным образом отличаются от того, что происходит в компьютере. Человек в состоянии осознавать свою деятельность, что совершенно недоступно для машины, которая не может осознать саму себя в качестве самостоятельной, независимой и активно действующей сущности. Автоматизированный процесс запоминания у машины совсем не то же самое, что человеческая память. Поэтому, если мы в связи с машиной говорим о «памяти» или о других феноменах, связанных с когнитивными процессами, мы должны брать соответствующие термины в кавычки. |
|