Вывести на печать

НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ

На разных стадиях развития археологии доминирующую роль в ней играли различные научные школы, и их обозрение позволяет представить краткую историю археологической мысли. Некоторые специалисты по истории археологии рассматривают эти научные школы как парадигмы – комплексы исходных постулатов и подходов, получавших столь широкое признание, что они послужили основой для развития главных направлений археологических исследований. Однако на практике более ранние школы продолжали сосуществовать с более поздними, и развитие археологии представляет собой скорее слияние различных школ, чем их последовательную смену.

Антикварный подход и умозрительные интерпретации. Древнейшее свидетельство о том, что мы вправе назвать археологией, относится к 6 в. до н.э., когда Набонид, последний царь Вавилонии, раскопал основание древнего храма, сооруженного на 2200 лет ранее. Его дочь Белшалти-Наннер выделила специальное помещение, в котором можно было созерцать некоторые из диковин, извлеченных ее отцом из земли. Это увлечение древностями называют подходом антиквара, и он преобладал в археологии вплоть до 19 в., а отчасти и до более позднего времени. Однако антикварный подход не вышел за рамки увлечения и по самой своей сути не предполагал систематических попыток более глубокого исследования, воссоздания или объяснения прошлого.

Поиски древностей предпринимались на протяжении 16 в. в разных местах Китая, Индии, Европы и Мексики. В Европе в 16 в. любители антиквариата сделали следующий шаг, обратившись к рассуждениям о том, кто изготовил древности, которые они собирают и описывают, как ими пользовались и почему они были сделаны. Уильям Кемден (1551–1623), английский собиратель древностей, иногда называемый первым археологом, опубликовал в 1586 сводку древностей Британии, содержавшую рассуждение о том, что Силбери-Хилл, круглое земляное сооружение эпохи неолита, могло быть возведено римлянами или саксами в качестве памятника погибшим в битве соратникам. Еще один английский любитель древностей, Джон Обри (1626–1697), примерно между 1659 и 1670 писал, что Стонхендж – это храм, сооруженный друидами для богослужений, хотя никакими аргументами в поддержку этого мнения не располагал. Другие любители древностей, особенно в Англии и Франции, высказывали подобные суждения для объяснения любых памятников и предметов, с которыми сталкивались.

Эти рассуждения не были абсолютно беспочвенными. К примеру, Кемден отмечал, что некоторые земляные сооружения содержат человеческие кости и что в определенных древних сказаниях описано, как воины приносили полные земли шлемы для возведения мемориальных насыпей. Из этих крупиц непроверенных сведений он вывел допустимое в принципе толкование, но далее не продвинулся. Кемден не обследовал сам Силбери-Хилл, не сравнил сделанные там находки с известными римскими или саксонскими предметам и не попытался проверить, является ли этот памятник погребальным. Тяжелый труд раскопщика по большей части казался интересующимся древностями джентльменам недостойным, и первые изыскания антикваров обычно ограничивались кабинетными рассуждениями и пешими прогулками по памятнику.

К тому же первые европейские любители древностей находились в плену ошибочных представлений о реальном возрасте памятников. Ирландский архиепископ Джеймс Ашер возглавил комиссию, в задачу которой входила реконструкция хронологии всемирной истории, основанной в первую очередь на библейских свидетельствах. Ввиду отсутствия альтернативных данных многие европейские ученые того времени полагали, что Библия точно описывает историю и может быть использована для определения датировок ветхозаветных событий. Двигаясь от датированных событий вглубь времен, учтя длину поколения в библейских генеалогиях и иногда прибегая к догадкам, комиссия Ашера пришла к выводу, что мир был сотворен в 4004 до н.э.

Даже если хронология Ашера и была не вполне точной (что и доказывали многие ученые), ее признавали в основном верной. Таким образом, считалось, что возраст Земли составляет всего несколько тысяч лет. Библейские рассказы о потопе и других драматических событиях заставляли ученых принять версию происхождения мира в очень краткие сроки в результате подобных катастроф, а не под воздействием более прозаических и медленных процессов, продолжающихся и в их собственную эпоху.

Теория катастроф породила у любителей древностей представление, что древних народов, не упомянутых в письменных источниках, было весьма немного или не существовало вовсе. Такие источники появились по крайней мере в последние века до н.э., а в некоторых регионах – и в более раннее время. Это означало, что время существования неизвестных нам народов охватывает всего от нескольких сот до нескольких тысяч лет. В таких условиях Кемден и Обри могли приписывать Силбери-Хилл римлянам или саксам, а Стонхендж – друидам. Не возникало и мысли, что эти памятники могли быть сооружены народами столь древними, что их имена до нас не дошли.

назад   дальше



АРХЕОЛОГИЯ
ОТРАСЛИ АРХЕОЛОГИИ
Первобытная археология
Археология исторического периода
Общедисциплинарные отрасли археологии
АРХЕОЛОГИЯ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
РАЗНОВИДНОСТИ ИСТОЧНИКОВ
Категории археологических памятников
Процесс формирования памятника
СБОР ДАННЫХ
Обнаружение археологических памятников
Археологическая разведка
Дистанционное обследование
Предварительное моделирование памятников
Исторические свидетельства
Раскопки
Флотация
Другие виды полевых работ
Фиксация наскальных изображений и надписей
Подводные памятники
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Датирование
Историко-культурные методы
Календарное датирование
Типологическое датирование
Сериация
Стратиграфическое датирование
Биологические методы датирования
Физические и химические методы
Радиометрическое датирование
Датирование по остаточной намагниченности
Датирование по рацемизации аминокислот
Фторные и урановые пробы
Датирование по патине
Датирование с применением нескольких методов
Определение источников сырья
Неорганические материалы: визуальное обследование
Неорганические материалы: состав
Неорганические материалы: структура
Органические материалы: распределение разновидностей
Производственные технологии
Назначение артефактов
Реконструкция окружающей среды
Климат и растительность
Воздействие человека на природу
Средства существования
Растительные остатки
Остатки фауны
Долговременная характеристика рациона
Здоровье человека и демография
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ
Антикварный подход и умозрительные интерпретации
Систематизационное и культурно-историческое направления
Процессуальная археология
Постпроцессуальная археология
Символическая археология
Структурализм в археологии
Неомарксистская археология
Критическая теория
Когнитивно-процессуальная археология
ОБУЧЕНИЕ АРХЕОЛОГОВ
АРХЕОЛОГИЯ ПАЛЕОЛИТА
Нижний палеолит, или древний каменный век
Средний палеолит, или средний каменный век
Верхний палеолит, или поздний каменный век
Пещерная живопись
Религия
МЕЗОЛИТ, ИЛИ СРЕДНИЙ КАМЕННЫЙ ВЕК
Микролиты
Южные охотники и рыболовы
Культуры северной лесной зоны: маглемозе
Северные рыболовы
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Значение производства продуктов питания
Предшествующие стадии
Неолит Европы
Процесс адаптации
Типы посуды
Виды поселений
Орудия
Погребения
БРОНЗОВЫЙ ВЕК
Европейский бронзовый век
Греция, Эгейский бассейн и Крит
Продвижение на запад
Центральная и Западная Европа
Культура полей погребальных урн
ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК
Железный век Европы
Гальштатская культура
Железный век у германцев
Орудия труда
Украшения
Монетное дело
Поселения
Римский железный век – эпоха переселения народов
АРХЕОЛОГИЯ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
История изучения
Древнейшее население Восточной Азии
Ранние земледельцы и оседлые собиратели
Возникновение металлургии
Древние государства
АРХЕОЛОГИЯ ЮЖНОЙ АЗИИ
Древнейшее прошлое
Хараппская цивилизация
Индарийская и персидская цивилизации
АРХЕОЛОГИЯ АФРИКИ
Первые поселения
Возникновение городской цивилизации
АРХЕОЛОГИЯ НОВОГО СВЕТА
Предмет исследования
Археологические исследования
Основные культурно-географические области
Культурная история Нового Света до 1492
Эпоха камня
Архаическая эпоха
Формативная эпоха
Классическая эпоха
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
Основные культурные зоны
Восток Северной Америки
Эпоха камня
Архаическая эпоха
Культуры погребальных насыпей, или лесные (вудленд)
Культуры храмовых насыпей, или бассейна Миссисипи
Область Равнин
Эпоха камня
Архаическая эпоха
Сельские культуры Равнин
Юго-Запад
Эпоха камня
Архаическая эпоха
Культуры формативной эпохи
Дальний Запад
Культуры раннего этапа
Поздние культуры
Крайний Север
Эпоха камня
Культура эскимосов
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АМЕРИКА
Границы культурного региона
Эпоха камня
Архаическая эпоха
Центральная Мексика
Формативная эпоха
Классическая эпоха
Постклассическая эпоха
Западная и Северо-Западная Мексика
Северо-Восточная Мексика
Центральный Веракрус
Оахака
Южный Веракрус и Табаско
Области обитания народа майя
Формативная эпоха
Классическая эпоха
Постклассическая эпоха
Искусство и архитектура майя
Письменность и счисление времени у майя
ЮЖНАЯ АМЕРИКА
Центральные Анды
Эпоха камня
Архаическая эпоха
Формативная эпоха
Классическая эпоха
Постклассическая эпоха
Южные Анды
Эпоха камня
Архаическая эпоха
Культуры формативной эпохи
Северные Анды
Юг Центральной Америки
Венесуэльско-Гвианская зона
Вест-Индия
Бассейн Амазонки
Восточная Бразилия
Южная часть Южной Америки
ПЕРВОБЫТНАЯ АРХЕОЛОГИЯ ОКЕАНИИ
Общие сведения
ПОЛИНЕЗИЯ
Гавайские острова
Острова Общества
Маркизские острова
Остров Пасхи
Новая Зеландия
Острова Самоа и Тонга
МЕЛАНЕЗИЯ
Острова Фиджи
Новая Каледония
МИКРОНЕЗИЯ
Каролинские острова (восточная часть)
Каролинские острова (западная часть)
Марианские острова

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
26/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!