|
|
Религия.
Пещерное искусство свидетельствует в первую очередь и главным образом об эстетическом чувстве и острой наблюдательности его создателей. Но оно же позволяет проникнуть и в иные сферы мышления охотников эпохи плейстоцена. Изображение танцующих фигур в масках в виде звериных голов наводит на мысль, что создание рисованных и скульптурных воплощений диких животных было для древнего охотника одним из многих применявшихся им способов отождествить себя с потенциальной жертвой. Главенствующее положение, которое фигура в маске занимает в гравированной композиции из пещеры «Три брата» (Арьеж, Франция), позволяет предположить, что выдающиеся люди могли выступать в роли шаманов или колдунов, соединяющих соплеменников с миром духов. Более того, ритуалы, связанные с погребением умерших, стремление облачить их в самые нарядные одежды отражают представление о существовании некоего потустороннего мира и одновременно свидетельствуют, что человек той эпохи смог обеспечить себе относительно благополучное существование в условиях, которые мы воспринимаем сегодня как крайне суровые.
МЕЗОЛИТ, ИЛИ СРЕДНИЙ КАМЕННЫЙ ВЕК
Завершение эры плейстоцена и переход к неотермальному, или современному, периоду поставили древних обитателей многих регионов ойкумены перед необходимостью по-новому строить свои отношения с окружающей средой. Там, где раньше выпадало много дождей, стало суше, а в большинстве областей, еще недавно покрытых ледником или испытывавших сильное воздействие арктической или субарктической зоны, возобладал умеренный климат. Самым выдающимся достижением новой культуры, одновременно имевшим огромное значение для дальнейшего развития человечества, явились первые шаги на пути окультуривания некоторых зерновых растений и одомашнивания животных, сделанные в сравнительно небольшом районе Западной Азии. Однако это революционное по сути изменение первоначально проявилось лишь на весьма ограниченной территории; потребовалось немало времени, чтобы новый тип хозяйствования распространился по всему Средиземноморью и умеренным по климату областям Европы. Между тем человек продолжал вести практически тот же образ жизни, приспособившись к новым географическим и климатическим условиям и к новой растительности и испытывая большее или меньшее влияние со стороны древнейших центров хозяйственной жизни. Культуру сохранившихся в ту эпоху охотников и рыболовов иногда определяют как мезолитическую, и этот термин указывает на промежуточное положение, которое они занимают между охотниками верхнего палеолита и неолитическими земледельцами.
Микролиты.
Одной из наиболее характерных черт мезолитической индустрии, проявившихся в неотермальный период, явилось более широкое употребление микролитов маленьких кремневых отщепов, которым основательной дополнительной обработкой с одной или нескольких сторон придавалась определенная форма. Для отделения микролитов от пластины по ее краю обычно делали одну или несколько выемок, по которым пластину разламывали. Оставшийся после отделения микролитов конец пластины обычно называют «микрорезцом», имея в виду его внешнее сходство с настоящим резцом; однако на самом деле это всего лишь побочный продукт изготовления тщательно обработанных микролитов. Сами микролиты служили главным образом наконечниками стрел, ибо одной из главных отличительных черт эпохи мезолита было повсеместное распространение лука и стрел. Теперь их стали применять не только в ареале традиции пластин и резцов, но и на обширных пространствах Восточной и Южной Африки, где на основе более архаичной кремневой индустрии сложились такие микролитические культуры, как сибильская, магозийская и уилтонская.
Южные охотники и рыболовы.
На большей части Средиземноморья, где переход к условиям неотермального периода был столь постепенным, что оказался почти незаметным, послеграветтская и послегримальдийская индустрии продолжали верхнепалеолитические традиции. В некоторых областях например, в Кантабрийском регионе Испании или Юго-Западной Франции удается проследить постепенную трасформацию верхнепалеолитической культуры в мезолитическую. Позднемадленские охотники на северного оленя остались на прежней территории, но теперь охотились на благородного оленя в условиях лесистого ландшафта и обладали иной культурой, именуемой азильской по названию деревни Ле-Мас-д'Азиль во французском департаменте Арьеж. Эту культуру характеризуют не столько принципиальные новшества, сколько смягчение жесткого стандарта: хотя из рога оленя правда, преимущественно не северного, а благородного продолжали делать гарпуны, в их разнообразном декоре отсутствовали гравированные линии, встречающиеся на некоторых верхнепалеолитических экземплярах. Техника обработки кремня пришла в упадок, и мелкие округлые скребла почти вытеснили орудия из ножевидных пластин с обработанным концом. Искусство этого времени представлено лишь кусками гальки, украшенными красными линиями и пятнами и очень напоминающими чуринги австралийских аборигенов.
Другую линию развития верхнепалеолитических традиций демонстрирует советеррская культура, памятники которой найдены в некоторых областях Франции, в Германии, Нидерландах и Великобритании. Этой культуре присуща микролитическая индустрия, восходящая к послеграветтской индустрии.
Позже других в Средиземноморье и Западной Европе сформировались индустрии, использовавшие правильной формы пластины, обломки которых, отделенные с помощью боковых выемок, служили для изготовления трапециевидных наконечников и других орудий сходных форм. Эти индустрии, к числу которых относится тарденуазская, засвидетельствованы находками в скальных гротах и на открытых стоянках в континентальных областях Западной Европы; но на побережье Бретани во Франции, в дельте реки Тахо (Тежу) в Португалии и во внутренних районах Туниса они связаны с огромными раковинными кучами (скоплениями хозяйственного мусора). Хотя носители этих традиций изготовления кремневых пластин и трапециевидных орудий продолжали заниматься охотой и рыболовством, они, без сомнения, освоили добычу раковин и иных морских продуктов, доступных при ловле с берега. Кроме того, помимо собак, уже прирученных носителями советеррской культуры, создатели пластин и трапеций, по-видимому, разводили коз или овец, что свидетельствует о зарождении скотоводства. Примечательной чертой азильцев, советеррцев и тарденуазцев является то, что, хотя они в основном обитали в лесах, практически отсутствуют следы систематического использования ими дерева.
назад
дальше
|
|
|
|