Вывести на печать

Процессуальная археология. Годы, последовавшие непосредственно за окончанием Второй мировой войны, были ознаменованы значительным ростом ассигнований на научные исследования – особенно в сфере ядерной физики. Итогом этих исследований явилось стремительное развитие новых методов – в частности, радиоуглеродного датирования. После его изобретения в 1949 археологи впервые смогли применить метод, обеспечивающий получение точных абсолютных дат на основе анализа самых различных материалов.

Значение этого открытия невозможно переоценить. Прежде археолог был вынужден тратить массу времени на исследования, результатом которых было установление лишь приблизительных и спорных датировок. Теперь он мог прибегнуть к радиоуглеродному датированию и получить наилучший результат при минимальной затрате времени и усилий.

К 1960-м годам стремление расширить возможности толкования археологических данных достигло такого уровня, что возникло направление, получившее название «новая археология». Введенное поначалу в оборот критиками этой школы, оно было принято и ее сторонниками, поскольку отражало их стремление к революционным переменам. С годами это направление, возникшее в 1960-х годах, перестало быть столь «новым», и теперь его обозначают термином, восходящим к Уилли и Филлипсу, – «процессуальная археология».

Наиболее авторитетными представителями процессуальной археологии были Льюис Бинфорд в Соединенных Штатах и Дэвид Кларк в Англии. Они и их последователи предложили целый ряд новшеств, затрагивавших не только повседневную практику, но и основы археологии как науки. На первых порах критика этих новшеств носила резкий, иногда личностный характер, что приводило к множеству ссор и конфликтов.

К 1970-м годам программа, предлагаемая сторонниками процессуальной археологии, обрела необходимую четкость и была принята многими специалистами. В основе этого направления лежала мысль, что исследование археологического материала не должно ограничиваться его описанием, оно должно включать и истолкование. Недостаточно просто установить, что ок. 1000 н.э. укрепленные поселения возникли на большей части восточных областей Северной Америки. Необходимо пойти дальше такого утверждения и поставить ряд связанных с этим фактом вопросов. Почему это произошло именно тогда? Почему не ранее? Чем было обусловлено это явление? Каковы были его последствия?

Подобные вопросы, конечно, не были новыми для археологии. Они возникали и в ходе предыдущих исследований, но процессуальная археология исходила из твердого убеждения, что культура живет по строгим законам и что, применяя соответствующие методы, можно получить надежные, точные и однозначные ответы на целый ряд вопросов. Если исходить из того, что бытие культуры столь же логично, как и жизнь природы, то искомые ответы даст использование подходов, свойственных естественным наукам.

Сторонники процессуальной археологии обычно настаивают на том, что при разработке программы научных изысканий необходимо составить рабочий план, письменно сформулировать задачи исследования, его логику, методику и ожидаемые результаты. Прежде работа многих археологов ограничивалась изучением памятника ради составления его описания; процессуалисты же доказывают, что гораздо более продуктивно исследование, направленное на решение определенных задач. Именно при составлении плана изысканий можно сформулировать ту гипотезу или гипотезы, которые будут направлять ход исследований.

Отношение к археологии как к точной науке повлекло за собой применение новых методов, в первую очередь математических, таких, как статистическая проверка или анализ репрезентативной выборки.

Не все сторонники процессуального направления в археологии настаивали на методе проверки гипотезы. Некоторые были сторонниками системного подхода, сосредоточенного на анализе соотношения различных факторов, способствующих возникновению или распаду социальных организмов. Например, системный анализ возникновения укрепленных поселений мог бы выявить потребность в более надежной защите, в свою очередь связанную с ростом населения, повышением роли земледелия и нехваткой пригодных для обработки земель.

Радиоуглеродное датирование является отнюдь не единственным естественнонаучным методом, который начал применяться в археологии после Второй мировой войны. Появились самые разнообразные методы, основанные на данных физики, химии и других точных наук. Применение этих методов сделало возможным получение таких прежде недоступных сведений, как место изготовления того или иного артефакта, возраст животного в момент его смерти, характер пищевых продуктов, содержавшихся в сосуде перед тем, как он был выброшен.

Применение столь разнообразных высокотехнологичных способов анализа вызвало у многих представителей процессуальной археологии стремление к проведению междисциплинарных исследований. Осознав, что ни один археолог не обладает знаниями, навыками и опытом, достаточными для того, чтобы в одиночку решать сложные научные проблемы, они выдвинули исследовательские программы, предполагающие участие представителей разных наук. Одним из успешных междисциплинарных проектов было изучение происхождения земледелия в мексиканской долине Теуакан, предпринятое Дугласом Байерсом и Ричардом С.Макнишем и завершенное в 1973. К этому проекту были привлечены биологи, агрономы, геологи, географы и физики, а также ряд археологов.

Сторонников процессуальной археологии считали «оптимистами». Успешное развитие естественнонаучных методов в самом деле пробудило у многих археологов веру в то, что каждый новый год будет приносить новые открытия, обеспечивающие постоянный рост объема информации, извлекаемой из археологических данных. Широкое распространение получило представление, что информационная ценность археологических материалов много выше, чем полагали прежде.

Редко признаваясь в этом открыто, многие представители процессуальной археологии придерживались материалистических взглядов, полагая, что поведение людей в основном определяется потребностью в пище, крове и безопасности. Сами члены коллектива могут верить, что табу на употребление в пищу свинины продиктовано религиозными или иными идеологическими причинами. Но материалист заподозрит существование более глубоких – возможно, неосознаваемых – его причин, связанных с обеспеченим выживания коллектива, к примеру, стремления уменьшить численность свиней для того, чтобы уменьшить потребление ими тех продуктов, которые пригодны не только для свиней, но и для людей. Ориентация представителей процессуальной археологии на материализм склоняла их к исследованиям экологической, экономической и политической тематики и к недооценке идеологии и других факторов, напрямую не выводимых из потребности выживания.

На протяжении 1960-х и 1970-х годов сторонники процессуальной археологии проверяли пределы возможного применения своих методов интерпретации археологических материалов. Это направление добилось значительных успехов, но подвергалось и критике, во многом и обусловившей возникновение постпроцессуальной школы.

назад   дальше



АРХЕОЛОГИЯ
ОТРАСЛИ АРХЕОЛОГИИ
Первобытная археология
Археология исторического периода
Общедисциплинарные отрасли археологии
АРХЕОЛОГИЯ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
РАЗНОВИДНОСТИ ИСТОЧНИКОВ
Категории археологических памятников
Процесс формирования памятника
СБОР ДАННЫХ
Обнаружение археологических памятников
Археологическая разведка
Дистанционное обследование
Предварительное моделирование памятников
Исторические свидетельства
Раскопки
Флотация
Другие виды полевых работ
Фиксация наскальных изображений и надписей
Подводные памятники
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Датирование
Историко-культурные методы
Календарное датирование
Типологическое датирование
Сериация
Стратиграфическое датирование
Биологические методы датирования
Физические и химические методы
Радиометрическое датирование
Датирование по остаточной намагниченности
Датирование по рацемизации аминокислот
Фторные и урановые пробы
Датирование по патине
Датирование с применением нескольких методов
Определение источников сырья
Неорганические материалы: визуальное обследование
Неорганические материалы: состав
Неорганические материалы: структура
Органические материалы: распределение разновидностей
Производственные технологии
Назначение артефактов
Реконструкция окружающей среды
Климат и растительность
Воздействие человека на природу
Средства существования
Растительные остатки
Остатки фауны
Долговременная характеристика рациона
Здоровье человека и демография
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ
Антикварный подход и умозрительные интерпретации
Систематизационное и культурно-историческое направления
Процессуальная археология
Постпроцессуальная археология
Символическая археология
Структурализм в археологии
Неомарксистская археология
Критическая теория
Когнитивно-процессуальная археология
ОБУЧЕНИЕ АРХЕОЛОГОВ
АРХЕОЛОГИЯ ПАЛЕОЛИТА
Нижний палеолит, или древний каменный век
Средний палеолит, или средний каменный век
Верхний палеолит, или поздний каменный век
Пещерная живопись
Религия
МЕЗОЛИТ, ИЛИ СРЕДНИЙ КАМЕННЫЙ ВЕК
Микролиты
Южные охотники и рыболовы
Культуры северной лесной зоны: маглемозе
Северные рыболовы
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Значение производства продуктов питания
Предшествующие стадии
Неолит Европы
Процесс адаптации
Типы посуды
Виды поселений
Орудия
Погребения
БРОНЗОВЫЙ ВЕК
Европейский бронзовый век
Греция, Эгейский бассейн и Крит
Продвижение на запад
Центральная и Западная Европа
Культура полей погребальных урн
ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК
Железный век Европы
Гальштатская культура
Железный век у германцев
Орудия труда
Украшения
Монетное дело
Поселения
Римский железный век – эпоха переселения народов
АРХЕОЛОГИЯ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
История изучения
Древнейшее население Восточной Азии
Ранние земледельцы и оседлые собиратели
Возникновение металлургии
Древние государства
АРХЕОЛОГИЯ ЮЖНОЙ АЗИИ
Древнейшее прошлое
Хараппская цивилизация
Индарийская и персидская цивилизации
АРХЕОЛОГИЯ АФРИКИ
Первые поселения
Возникновение городской цивилизации
АРХЕОЛОГИЯ НОВОГО СВЕТА
Предмет исследования
Археологические исследования
Основные культурно-географические области
Культурная история Нового Света до 1492
Эпоха камня
Архаическая эпоха
Формативная эпоха
Классическая эпоха
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
Основные культурные зоны
Восток Северной Америки
Эпоха камня
Архаическая эпоха
Культуры погребальных насыпей, или лесные (вудленд)
Культуры храмовых насыпей, или бассейна Миссисипи
Область Равнин
Эпоха камня
Архаическая эпоха
Сельские культуры Равнин
Юго-Запад
Эпоха камня
Архаическая эпоха
Культуры формативной эпохи
Дальний Запад
Культуры раннего этапа
Поздние культуры
Крайний Север
Эпоха камня
Культура эскимосов
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АМЕРИКА
Границы культурного региона
Эпоха камня
Архаическая эпоха
Центральная Мексика
Формативная эпоха
Классическая эпоха
Постклассическая эпоха
Западная и Северо-Западная Мексика
Северо-Восточная Мексика
Центральный Веракрус
Оахака
Южный Веракрус и Табаско
Области обитания народа майя
Формативная эпоха
Классическая эпоха
Постклассическая эпоха
Искусство и архитектура майя
Письменность и счисление времени у майя
ЮЖНАЯ АМЕРИКА
Центральные Анды
Эпоха камня
Архаическая эпоха
Формативная эпоха
Классическая эпоха
Постклассическая эпоха
Южные Анды
Эпоха камня
Архаическая эпоха
Культуры формативной эпохи
Северные Анды
Юг Центральной Америки
Венесуэльско-Гвианская зона
Вест-Индия
Бассейн Амазонки
Восточная Бразилия
Южная часть Южной Америки
ПЕРВОБЫТНАЯ АРХЕОЛОГИЯ ОКЕАНИИ
Общие сведения
ПОЛИНЕЗИЯ
Гавайские острова
Острова Общества
Маркизские острова
Остров Пасхи
Новая Зеландия
Острова Самоа и Тонга
МЕЛАНЕЗИЯ
Острова Фиджи
Новая Каледония
МИКРОНЕЗИЯ
Каролинские острова (восточная часть)
Каролинские острова (западная часть)
Марианские острова

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
28/03/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!