Вывести на печать

Пещерная живопись. Не сохранилось никаких свидетельств того, что обитатели восточного ареала граветтской традиции, искушенные в искусстве вырезания и лепки фигур, знали и живопись; что же касается их гравированных рисунков, то в них преобладают геометрические мотивы, зигзагообразные или перекрещивающиеся штрихи и изредка извилистые линии типа меандра. На фоне крайне скудного (за исключением резной и лепной скульптуры) восточнограветтского искусства особенно заметны натуралистические гравировки на кусках кости или рога и на каменных пластинах, найденные в пещерах и гротах западных областей. Хотя наиболее распространенными были изображения на небольших предметах, вряд ли можно сомневаться в том, что они тесно связаны с еще более поразительными памятниками искусства, обнаруженными на потолках, стенах и полах пещер и гротов. Большинство самых замечательных произведений пещерного искусства сосредоточено во Франции и Кантабрийском регионе Испании, хотя отдельные памятники засвидетельствованы и достаточно далеко от этого района – в окрестностях Малаги в Испании, в Южной Италии и на прилегающих к ней островах.

В пещерном искусстве Кантабрийского региона Франции выделяют две группы памятников: раннюю, связанную с западнограветтской (или поздней перигорской) и – менее надежно – с предшествующей ориньякской культурами, а также позднюю, соотносимую с культурами солютре и мадлен. Рельефы ранней группы включают линии, проведенные концами пальцев по глине, и натуралистические изображения животных, вырезанные на поверхности скалы. Наскальная гравировка вначале была довольно грубой – порой в виде едва намеченных штрихов, иногда в виде глубоких врезов, – но со временем превратилась в настоящий рельеф; примером могут служить изображения людей во французском гроте Лосель. Росписи на первых порах представляли собой нанесенные рукой красные и желтые извилистые линии и контурные наброски животных, затем появились цепочки пятен и залитые краской плоскости, а потом возникла двухцветная живопись, как, например, в Ласко.

К памятникам пещерного искусства поздней группы относятся многочисленные барельефы с изображениями почти в натуральную величину. Некоторые из них образуют громадные фризы; так, в Англь-сюр-Л'Англан на пространстве длиной ок. 35 м представлены бизон, лошади, горный козел, а в нижнем ряду, расположенном ниже пояса зрителя, – три женские фигуры. Наскальная гравировка иногда дополнена тонкой штриховкой, производящей впечатление рельефа. Росписи, по-видимому, прошли в основном те же этапы развития, но в Альтамире – пещере в Кантабрийском регионе Испании – и в других сопоставимых с ней памятниках мы видим новый, более совершенный уровень полихромии, на смену которому затем вновь пришли небольшие рисунки красной краской и, наконец, изображения непонятных знаков. На протяжении второй фазы и особенно в период расцвета мадленской культуры получила очень широкое распространение гравировка на небольших каменных плитках, кусках кости и рога, а также на таких предметах, как копьеметалки и различные жезлы, имевшие, по-видимому, ритуальное назначение.

Верхнепалеолитические создатели произведений пещерного искусства Западной Европы изображали преимущественно животных, бывших для них желанной добычей, или тех хищников, которые этих животных преследовали. Как правило, звери изображены поодиночке. Изображения человеческих существ достаточно редкие, они связаны с идеей плодородия, рисуют колдунов либо знахарей. Иногда художник изображал оружие или раны, и это неоспоримо свидетельствует о том, что цель искусства заключалась в магическом воздействии на результаты охоты.

Можно предположить, что творчеству весьма способствовало само строение пещер. Художник использовал любую неровность скальной поверхности, угадывая в ней подобие природного объекта. Некоторые росписи расположены в глубине пещеры, вдали от дневного света, на расстоянии до 900 м от входа. Для их создания необходимо было пользоваться светильниками; было найдено несколько таких светильников, выдолбленных из камня.

Для вырубания в скале барельефа применялись каменные инструменты; затем изображение заглаживалось, а иногда раскрашивалось. Для гравировки служили кремневые резцы. В качестве красителей для росписей брали окись марганца и охру различных оттенков, растирая их на каменных плитках; затем краску набрызгивали на стену пещеры или, смешав с животным жиром, наносили кистью либо мягким тампоном.

Сравнительно небольшие размеры человеческих сообществ той эпохи и низкий уровень хозяйственной специализации, среди взрослых вряд ли значительно превосходивший изначальное разделение труда между полами, позволяют утверждать почти безоговорочно, что в роли художников выступали сами охотники. Вместе с тем развитие искусства говорит о том, что приемы и навыки в этой сфере передавались от поколения к поколению теми членами группы, которые проявляли особый талант и мастерство.

назад   дальше



АРХЕОЛОГИЯ
ОТРАСЛИ АРХЕОЛОГИИ
Первобытная археология
Археология исторического периода
Общедисциплинарные отрасли археологии
АРХЕОЛОГИЯ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
РАЗНОВИДНОСТИ ИСТОЧНИКОВ
Категории археологических памятников
Процесс формирования памятника
СБОР ДАННЫХ
Обнаружение археологических памятников
Археологическая разведка
Дистанционное обследование
Предварительное моделирование памятников
Исторические свидетельства
Раскопки
Флотация
Другие виды полевых работ
Фиксация наскальных изображений и надписей
Подводные памятники
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Датирование
Историко-культурные методы
Календарное датирование
Типологическое датирование
Сериация
Стратиграфическое датирование
Биологические методы датирования
Физические и химические методы
Радиометрическое датирование
Датирование по остаточной намагниченности
Датирование по рацемизации аминокислот
Фторные и урановые пробы
Датирование по патине
Датирование с применением нескольких методов
Определение источников сырья
Неорганические материалы: визуальное обследование
Неорганические материалы: состав
Неорганические материалы: структура
Органические материалы: распределение разновидностей
Производственные технологии
Назначение артефактов
Реконструкция окружающей среды
Климат и растительность
Воздействие человека на природу
Средства существования
Растительные остатки
Остатки фауны
Долговременная характеристика рациона
Здоровье человека и демография
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ
Антикварный подход и умозрительные интерпретации
Систематизационное и культурно-историческое направления
Процессуальная археология
Постпроцессуальная археология
Символическая археология
Структурализм в археологии
Неомарксистская археология
Критическая теория
Когнитивно-процессуальная археология
ОБУЧЕНИЕ АРХЕОЛОГОВ
АРХЕОЛОГИЯ ПАЛЕОЛИТА
Нижний палеолит, или древний каменный век
Средний палеолит, или средний каменный век
Верхний палеолит, или поздний каменный век
Пещерная живопись
Религия
МЕЗОЛИТ, ИЛИ СРЕДНИЙ КАМЕННЫЙ ВЕК
Микролиты
Южные охотники и рыболовы
Культуры северной лесной зоны: маглемозе
Северные рыболовы
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Значение производства продуктов питания
Предшествующие стадии
Неолит Европы
Процесс адаптации
Типы посуды
Виды поселений
Орудия
Погребения
БРОНЗОВЫЙ ВЕК
Европейский бронзовый век
Греция, Эгейский бассейн и Крит
Продвижение на запад
Центральная и Западная Европа
Культура полей погребальных урн
ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК
Железный век Европы
Гальштатская культура
Железный век у германцев
Орудия труда
Украшения
Монетное дело
Поселения
Римский железный век – эпоха переселения народов
АРХЕОЛОГИЯ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
История изучения
Древнейшее население Восточной Азии
Ранние земледельцы и оседлые собиратели
Возникновение металлургии
Древние государства
АРХЕОЛОГИЯ ЮЖНОЙ АЗИИ
Древнейшее прошлое
Хараппская цивилизация
Индарийская и персидская цивилизации
АРХЕОЛОГИЯ АФРИКИ
Первые поселения
Возникновение городской цивилизации
АРХЕОЛОГИЯ НОВОГО СВЕТА
Предмет исследования
Археологические исследования
Основные культурно-географические области
Культурная история Нового Света до 1492
Эпоха камня
Архаическая эпоха
Формативная эпоха
Классическая эпоха
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
Основные культурные зоны
Восток Северной Америки
Эпоха камня
Архаическая эпоха
Культуры погребальных насыпей, или лесные (вудленд)
Культуры храмовых насыпей, или бассейна Миссисипи
Область Равнин
Эпоха камня
Архаическая эпоха
Сельские культуры Равнин
Юго-Запад
Эпоха камня
Архаическая эпоха
Культуры формативной эпохи
Дальний Запад
Культуры раннего этапа
Поздние культуры
Крайний Север
Эпоха камня
Культура эскимосов
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АМЕРИКА
Границы культурного региона
Эпоха камня
Архаическая эпоха
Центральная Мексика
Формативная эпоха
Классическая эпоха
Постклассическая эпоха
Западная и Северо-Западная Мексика
Северо-Восточная Мексика
Центральный Веракрус
Оахака
Южный Веракрус и Табаско
Области обитания народа майя
Формативная эпоха
Классическая эпоха
Постклассическая эпоха
Искусство и архитектура майя
Письменность и счисление времени у майя
ЮЖНАЯ АМЕРИКА
Центральные Анды
Эпоха камня
Архаическая эпоха
Формативная эпоха
Классическая эпоха
Постклассическая эпоха
Южные Анды
Эпоха камня
Архаическая эпоха
Культуры формативной эпохи
Северные Анды
Юг Центральной Америки
Венесуэльско-Гвианская зона
Вест-Индия
Бассейн Амазонки
Восточная Бразилия
Южная часть Южной Америки
ПЕРВОБЫТНАЯ АРХЕОЛОГИЯ ОКЕАНИИ
Общие сведения
ПОЛИНЕЗИЯ
Гавайские острова
Острова Общества
Маркизские острова
Остров Пасхи
Новая Зеландия
Острова Самоа и Тонга
МЕЛАНЕЗИЯ
Острова Фиджи
Новая Каледония
МИКРОНЕЗИЯ
Каролинские острова (восточная часть)
Каролинские острова (западная часть)
Марианские острова

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
29/03/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!