Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Северо-Восточная Мексика. В конце доисторического и начале исторического периода на северо-восточной периферии Центральноамериканской зоны распространения высокоразвитых культур в окрестностях современного города Тампико и прилегающих районах штатов Тамаулипас и Сан-Луис-Потоси обитали индейцы-уастеки. По языку уастеки принадлежали к группе майя, и это позволяет полагать, что в отдаленные времена они отделились от южных майя. Некоторые пещерные стоянки на юге Тамаулипаса, в которых были обнаружены предметы архаической эпохи, содержали в верхних слоях керамику тех типов, которые характерны для формативной стадии. Длинный ряд следующих друг за другом культур формативной эпохи выявлен также в низовьях реки Пануко близ Тампико. Эта последовательность соответствует ряду культур формативной стадии в долине Мехико, в центральных районах штата Веракрус и в низинной области расселения майя и имеет с ними много общего. За формативной эпохой следуют культуры, демонстрирующие наличие торговых связей с Теотиуаканом, а позже с тольтекской и ацтекской цивилизациями. Уастекская керамика, характерная для периода, непосредственно предшествующего испанскому завоеванию, распространялась далеко за пределы зоны оседлого земледелия на юге Тамаулипаса. Отдельные ее образцы были найдены на стоянках, оставленных племенами охотников и рыболовов в южной части Техаса. Центральный Веракрус. Прибрежные низменности центральной части штата Веракрус были родиной племени тотонаков. Их столицей в конце постклассической эпохи был выразительный памятник Семпоала, расположенный в 40 км от города Веракрус. Обнаруженные здесь культурные напластования уходят в формативную эпоху, в тот же период, к которому принадлежат нижние слои таких памятников, как Ремохадас и Эль-Трапиче. Культура классической эпохи лучше всего известна по памятнику Эль-Тахин близ Папантлы. Эль-Тахин, возможно, являлся древней столицей тотонаков. Искусство Тахина достигло высокого уровня, а каменная скульптура может поспорить со скульптурой майя классической эпохи. Возможно, к тому же времени относится расположенный несколько южнее Тахина памятник культуры лас-анимас, где следует отметить каменные «юго» (предметы в форме ярма) и «смеющиеся» фигурки две категории вещей, обычно причисляемые к «тотонакским». Считается, что каменные «юго», как правило украшенные в том же стиле, что и монументальная скульптура из Тахина, являются атрибутами ритуальной игры в мяч. Оахака. Горы и долины штата Оахака были областью распространения цивилизации народа сапотеков, а их древней столицей являлся ритуальный центр Монте-Альбан, расположенный на возвышенности близ современного города Оахака. Ранняя керамика и другие материалы из Монте-Альбан свидетельствуют о родстве с культурами других областей Центральной Америки, относящимися к формативной эпохе, хотя даже в это раннее время уже начинает проявляться самобытность сапотекской цивилизации. Одной из наиболее интересных черт культуры сапотеков формативной эпохи является употребление ими знаков и цифр. Эти системы письма и счета родственны тем, что существовали у майя, но возникли, вероятно, раньше. Хотя в классическую эпоху (период Монте-Альбан III) сапотекская письменность была несколько усовершенствована, она так и не достигла такого уровня развития, как письменность майя. Запустение Монте-Альбана в постклассическую эпоху явилось, возможно, следствием завоевания сапотеков соседним народом миштеков. Главный центр миштеков находился, по-видимому, в Митле, знаменитой своими геометрическими фресками, украшавшими каменные стены, и крестообразными гробницами. В 15 в. миштеки были разгромлены ацтеками. Южный Веракрус и Табаско. Эта низинная болотистая область на побережье Мексиканского залива известна в археологии как зона распространения «ольмекской» цивилизации. Ольмеки название племени, упоминающееся в ацтекских исторических хрониках, но вряд ли правомерно применять его для обозначения цивилизации, существовавшей на несколько столетий раньше. Два самых известных ольмекских памятника Трес-Сапотес (Веракрус) и Ла-Вента (Табаско). Для ольмекской цивилизации характерна самая необычная и изысканная во всем центральноамериканском искусстве скульптура, представленная гигантскими каменными человеческими головами, алтарями и стелами (резными каменными монолитами). Исключительно изящны небольшие фигурки и другие предметы, вырезанные из нефрита. Земляные платформы служили основанием для храмов и насыпями над гробницами, сооруженными из природных базальтовых глыб. К примечательным особенностям ольмекской культуры принадлежат вырезанные на камне даты, обозначенные черточками и точками и сходные с представленными в Монте-Альбане и у майя. Они относятся к последним столетиям до нашей эры и представляют собой древнейшие в Центральной Америке письменные даты, что указывает на одновременность ольмекской цивилизации и культур формативной эпохи других районов. Она также предшествует расцвету цивилизации майя классической поры. |
|