Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Стравинский и Прокофьев. В эпоху Серебряного века появляются и первые оперы двух крупнейших русских композиторов 20 в. Игоря Федоровича Стравинского (18821971) и Сергея Сергеевича Прокофьева (18911953). Но если Стравинский активно обращался к оперному жанру только в своем «русском периоде» (который условно завершается к концу 1920-х годов), то для Прокофьева опера оставалась ведущим жанром до конца его жизни, т.е. до 1950-х годов. Первая опера Стравинского Соловей (по сказке Х.К.Андерсена, 1914) создана по заказу Дягилевской антрепризы и стилистически связана с эстетикой «Мира искусства», а также с новым типом музыкальной драмы, появившимся в Пеллеасе и Мелисанде К.Дебюсси. Вторая его опера Мавра (по Домику в Коломне Пушкина, 1922) представляет собой, с одной стороны, остроумный музыкальный анекдот (или пародию), а с другой стилизацию русского городского романса пушкинской эпохи. Третья опера, Царь Эдип (1927), по сути является не столько оперой, сколько неоклассицистской сценической ораторией (хотя здесь и использованы принципы композиции и вокальный стиль итальянской оперы-сериа). Последняя опера композитора, Похождения повесы, была написана много позднее (1951) и не имеет отношения к феномену русской оперы.Свою первую оперу Маддалена (1911) Прокофьев создал в 19-летнем возрасте, а известность она получила десятилетия спустя, после смерти композитора; считается, что эта проба пера предвосхитила появление одного из лучших творений оперного театра 20 в. Игрока (по Достоевскому, 1915). Эта опера, художественно совершенное претворение прозы великого писателя, ни разу не была поставлена при жизни автора и стала репертуарной уже в наши дни. Трудной оказалась судьба и другого замечательного творения молодого Прокофьева большой трагической оперы Огненный ангел (по одноименному роману В.Брюсова, 1928): в России она была впервые поставлена лишь в 1984 (в Перми и Ташкенте); на Западе ее тоже оценили сравнительно недавно. Огненному ангелу предшествовала опера, сценическая жизнь которой была гораздо счастливее, Любовь к трем апельсинам (по К.Гоцци, 1919): этот веселый спектакль в условных формах итальянского театра масок является блистательным воплощением в опере, и прежде всего именно в музыке, игрового начала. Остальные четыре оперы Прокофьева связаны с советским периодом его жизни: первую из них, Семен Котко (по повести В.Катаева, 1940), и последнюю, Повесть о настоящем человеке (по Б.Полевому, 1948), нельзя причислить к высшим достижениям композитора, хотя на фоне других опер этого периода на «современную тему» они, несомненно, выделяются по уровню мастерства; две другие оперы, Дуэнья (Обручение в монастыре) (по Шеридану, 1940, поставлена в 1946) и Война и мир (по Л.Толстому, 19411943, 2-я редакция 19461952; поставлена в 1960), настоящие шедевры. Дуэнья едва ли не лучшая комическая опера 20 в., в которой совместились традиции западной оперы-буффа и лиризм, идущий от русской оперной классики; Война и мир несомненно, последняя великая русская эпическая опера, ею завершается линия отечественного музыкального театра, берущая начало в Жизни за царя Глинки. При жизни автора Война и мир была показана только в концертном исполнении и не полностью. См. также ПРОКОФЬЕВ, СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ; СТРАВИНСКИЙ, ИГОРЬ ФЕДОРОВИЧ. |
|