Вывести на печать

Римский-Корсаков. В наследии Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844–1908) представлены многие основные музыкальные жанры, но крупнейшие его достижения связаны, как и у Мусоргского, с оперой. Она проходит через всю жизнь композитора: от 1868, начала сочинения первой оперы (Псковитянка), до 1907, завершения последней, пятнадцатой оперы (Золотой петушок). Особенно напряженно Римский-Корсаков работал в этом жанре с середины 1890-х годов: за последующие полтора десятилетия им было создано 11 опер. До середины 1890-х годов все премьеры опер Римского-Корсакова проходили в Мариинском театре; позже, с середины 1890-х годов, основополагающее значение приобрело сотрудничество композитора с Московской частной русской оперой С.И.Мамонтова, где было поставлено большинство поздних корсаковских опер, начиная с Садко. Это сотрудничество сыграло особую роль в становлении нового типа оформления и режиссерского решения музыкального спектакля (а также в творческом развитии таких художников мамонтовского круга, как К.А.Коровин, В.М.Васнецов, М.А.Врубель).

Совершенно уникальна редакторская деятельность Римского-Корсакова: благодаря ему впервые были поставлены Хованщина и Князь Игорь, оставшиеся незавершенными после смерти Мусоргского и Бородина (редакция бородинской оперы сделана вместе с А.К.Глазуновым); он инструментовал Каменного гостя Даргомыжского (причем дважды: для премьеры в 1870 и заново в 1897–1902) и издал Женитьбу Мусоргского; в его редакции приобрел мировую известность Борис Годунов Мусоргского (и хотя ныне все чаще предпочтение отдается авторской редакции, корсаковская версия продолжает идти во многих театрах); наконец, Римский-Корсаков (вместе с Балакиревым, Лядовым и Глазуновым) дважды готовил к изданию оперные партитуры Глинки. Таким образом, относительно оперного жанра (как и в ряде других аспектов) творчество Римского-Корсакова составляет своего рода стержень русской классической музыки, соединяя эпоху Глинки и Даргомыжского с 20 в.

Среди 15 опер Римского-Корсакова нет жанрово однотипных; даже его оперы-сказки во многом непохожи друг на друга: Снегурочка (1882) – «весенняя сказка», Сказка о царе Салтане (1900) – «просто сказка», Кащей Бессмертный (1902) – «осенняя сказочка», Золотой петушок (1907) – «небылица в лицах». Подобный перечень может быть продолжен: Псковитянка (1873) – опера-летопись, Млада (1892) – опера-балет, Ночь перед Рождеством (1895) – по авторскому определению, «быль-колядка», Садко (1897) – опера-былина, Моцарт и Сальери (1898) – камерные «драматические сцены», Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (1904) – опера-сказание (или «литургическая драма»). К более традиционным оперным типам принадлежат лирическая комедия Майская ночь (по Гоголю, 1880), лирическая драма на русский исторический сюжет Царская невеста (по Л.А.Мею, 1899; и пролог к этой опере Боярыня Вера Шелога, 1898) и две пользующиеся меньшей известностью (и действительно менее удачные) оперы рубежа 19–20 вв. – Пан воевода (1904) на польские мотивы и Сервилия (1902) по пьесе Мея, действие которой происходит в Риме первого века нашей эры.

В сущности, Римский-Корсаков реформировал оперный жанр – в масштабах собственного творчества и не провозглашая никаких теоретических лозунгов. Эта реформа была связана с опорой на уже сложившиеся закономерности русской школы (на Руслана и Людмилу Глинки и на эстетические принципы кучкизма), на народное творчество в самых разных его проявлениях и на древнейшие формы человеческого мышления – миф, эпос, сказку (последнее обстоятельство, несомненно, сближает русского композитора с его старшим современником – Рихардом Вагнером, хотя к основным параметрам собственной оперной концепции Римский-Корсаков пришел совершенно самостоятельно, до знакомства с тетралогией и поздними операми Вагнера). Типической чертой «мифологических» опер Римского-Корсакова, связанных со славянским солнечным культом (Майская ночь, Ночь перед Рождеством, Млада, оперы-сказки), является «многомирие»: действие разворачивается в двух или более «мирах» (люди, природные стихии и их олицетворения, языческие божества), причем каждый «мир» говорит на своем языке, что соответствует самооценке Римского-Корсакова как композитора «объективного» склада. Для опер среднего периода, от Майской ночи до Ночи перед Рождеством, характерно насыщение музыкального действия обрядово-ритуальными сценами (связанными с праздниками древнего крестьянского календаря – в целом в операх Римского-Корсакова отражен весь языческий год); в более поздних произведениях обрядовость, «уставность» (в том числе христианская православная, а часто – синтез «старой» и «новой» народной веры) проступает в более опосредованном и утонченном виде. Хотя оперы композитора регулярно исполнялись в 19 в., настоящую оценку они получили лишь на рубеже 19–20 вв. и позже, в Серебряном веке, которому этот мастер оказался наиболее созвучен. См. также РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ.

назад   дальше



РУССКАЯ ОПЕРА
Появление оперы в России (18 в.)
Опера до Глинки (19 в)
Буальдьё и Кавос
Верстовский
Глинка
Даргомыжский
Серов
«Могучая кучка»
Мусоргский
Борис Годунов
Римский-Корсаков
Бородин
Кюи
Чайковский
Антон Рубинштейн
Бларамберг и Направник
Танеев
Рубеж 19–20 вв
Стравинский и Прокофьев
Шостакович
Опера в советский период

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
18/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!