Вывести на печать

Антон Рубинштейн. В числе явлений, не вписывающихся в основные направления развития русского музыкального театра в 19 в., можно назвать оперы Антона Григорьевича Рубинштейна (1829–1894): 13 собственно опер и 5 духовных опер-ораторий. Лучшие из музыкально-театральных произведений композитора связаны с «восточной» темой: монументально-декоративная, ораториального плана опера Маккавеи (1874, поставлена в 1875), лирические Демон (1871, поставлена в 1875) и Суламифь (1883). Демон (по Лермонтову) – безусловная вершина рубинштейновского оперного наследия и одна из лучших русских и популярнейших лирических опер. См. также РУБИНШТЕЙН, АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ.

Бларамберг и Направник. Среди других оперных авторов той же эпохи выделяются московский композитор Павел Иванович Бларамберг (1841–1907) и петербургский композитор Эдуард Францевич Направник (1839–1916), знаменитый и несменяемый в течение полувека дирижер русской оперы в Мариинском театре. Бларамберг был самоучкой и пытался следовать заветам балакиревского кружка, хотя бы в выборе сюжетов, преимущественно русских (наибольшим успехом пользовалась его историческая мелодрама Тушинцы из эпохи Смутного времени, 1895). В отличие от Бларамберга, Направник был профессионалом высокого класса и безусловно владел композиторской техникой; его первая опера Нижегородцы на национально-патриотическую тему (1868) появилась на сцене немного раньше первых кучкистских исторических опер – Бориса Годунова и Псковитянки и до их премьер пользовалась определенным успехом; следующее оперное произведение Направника, Гарольд (1885), создано под отчетливым влиянием Вагнера, в то время как самая удачная и до сих пор иногда встречающаяся в театральном репертуаре опера этого автора Дубровский (по Пушкину, 1894) вдохновлена творчеством Чайковского, любимого русского композитора Направника (он провел целый ряд оперных и симфонических премьер Чайковского).

Танеев. В конце 19 в. появилась на свет единственная опера (опера-трилогия) Сергея Иванович Танеева (1856–1915) Орестея (на сюжет Эсхила, 1895). Либретто оперы в общем далеко отходит от античного первоисточника, в смысле несвойственного античности «психологизма», в романтической трактовке центрального женского образа. Тем не менее, основные черты стиля этой оперы роднят ее с классицистской традицией, в частности, с лирическими музыкальными трагедиями Глюка. Строгий, сдержанный тон произведения Танеева, созданного на пороге нового века, приближает его к более поздним проявлениям неоклассицистского направления (например, к опере-оратории Царь Эдип И.Ф.Стравинского). См. также ТАНЕЕВ, СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ.

Рубеж 19–20 вв. В последние полтора десятилетия 19 в. и в первые десятилетия следующего столетия, т.е. в период после смерти Мусоргского, Бородина, Чайковского (и одновременно в период расцвета оперного творчества Римского-Корсакова), выдвигается, преимущественно в Москве, ряд новых оперных композиторов: М.М.Ипполитов-Иванов (1859–1935) (Руфь по библейскому сказанию, 1887; Ася по Тургеневу, 1900; Измена, 1910; Оле из Нордланда; 1916), А.С.Аренский (1861–1906) (Сон на Волге по Островскому, 1888; Рафаэль, 1894; Наль и Дамаянти, 1903), В.И.Ребиков (1866–1920) (В грозу, 1893; Елка, 1900 и др.), С.В.Рахманинов (1873–1943) (Алеко по Пушкину, 1892; Скупой рыцарь по Пушкину и Франческа да Римини по Данте, 1904), А.Т.Гречанинов (1864–1956) (Добрыня Никитич, 1901; Сестра Беатриса по М.Метерлинку, 1910); пробуют свои силы в оперном жанре также Вас.С.Калинников (1866–1900/1901) (оперный пролог В 1812 году, 1899) и А.Д.Кастальский (1856–1926) (Клара Милич по Тургеневу, 1907). Творчество этих авторов было нередко связано с деятельностью московских частных антреприз – сначала Московской частной русской оперы С.Мамонтова, а затем Оперы С.И.Зимина; новые оперы в основном принадлежали к камерно-лирическому жанру (ряд из них – одноактные). Некоторые из перечисленных выше произведений примыкают к кучкистской традиции (например, былинный Добрыня Никитич Гречанинова, до некоторой степени также Руфь Ипполитова-Иванова, отмеченная оригинальностью восточного колорита, и опера Кастальского, в которой наиболее удачны музыкальные зарисовки быта), но в еще большей степени авторы нового поколения находились под влиянием лирического оперного стиля Чайковского (Аренский, Ребиков, первая опера Рахманинова), а также новых веяний в европейском оперном театре той поры. См. также АРЕНСКИЙ, АНТОН СТЕПАНОВИЧ; ГРЕЧАНИНОВ, АЛЕКСАНДР ТИХОНОВИЧ; КАЛИННИКОВЫ, БРАТЬЯ; КАСТАЛЬСКИЙ, АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ; ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ, МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ; РАХМАНИНОВ, СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ.

назад   дальше



РУССКАЯ ОПЕРА
Появление оперы в России (18 в.)
Опера до Глинки (19 в)
Буальдьё и Кавос
Верстовский
Глинка
Даргомыжский
Серов
«Могучая кучка»
Мусоргский
Борис Годунов
Римский-Корсаков
Бородин
Кюи
Чайковский
Антон Рубинштейн
Бларамберг и Направник
Танеев
Рубеж 19–20 вв
Стравинский и Прокофьев
Шостакович
Опера в советский период

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
24/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!