Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Буддийские Тантры находятся с индуистскими тантрами в своеобразных хронологических отношениях: в целом они безусловно имитируют их и являются во всех отношениях вторичными (достаточно сказать, что во многих из них мужское и женское божество прямо называются Шивой и Шакти), но отчасти ощущается и их обратное влияние на более поздние шактистские тексты. Средой буддийских Тантр была и остается ваджраяна, типологически точно соответствующая шактизму, хотя тантристские мотивы обнаруживаются в сутрах махаяны, которые параллельны индуистским Пуранам, а также в буддийских махатмьях и стотрах, сделанных по образцу своих индуистских прототипов. В тибетский канон ваджраяны входит 2606 текстов, относящихся к классу Тантр. Их делят на те же четыре раздела, что и Тантры индуистские. Параллели шактистских агам и нигам «отцовские» и «материнские» тексты. Параллель диалогам Шивы и Шакти диалоги Будды и богини Тары или «Переводящей» (она же Бхагавати «Госпожа», Праджня «Мудрость» и т.п.). Параллель оккультному инструментарию шактистов использование мантр (недаром ваджнаяна иногда называется мантраяной), а также «семенных» слогов, диаграмм-мандал, мудр и т.д. Параллель «мистическому» использованию концептов веданты и санкхьи адаптация на уровне «эзотерики для масс» конструкций мадхьямики и йогачары. Наконец, параллель «пять „м“» рекомендации нарушения вегетарианской диеты, употребления спиртных напитков и связей с девушками низкого происхождения. Наиболее древней и авторитетной считается Татхагата-гухьяка = Гухьясамаджа-тантра (Тантра тайного собрания адептов), датируемая обычно 7 в., наставления которого воспроизводят обет бодхисаттвы в махаянских сутрах. Спасительная миссия бодхисаттвы выражена в образе «целительной девушки» (которую знаменитый врач Дживака, известный и из палийских текстов, «слепил» из всех лекарств) соединяясь с ней, все больные получают исцеление. Панчакрама (Пять ступеней) считается разделом Гухьясамаджи: ее основной «пункт» достижение очищения тела, речи и мысли, приобретающих «алмазную природу» в результате работы буддийского мага со слогами, мандалами, мантрами и почитания махаянских и ваджраянских божеств. Для практиканта мать не отличается от жены, жена от блудницы, брахманка от женщины низкой касты, солома от драгоценного камня, вино от мочи, пища от грязи и т.п. В Манджушри-мулякальпе три действующих лица Будда, богиня Виджая и бодхисаттва Манджушри; последний выступает инструктором по мантрам. В Чандамахарошана-тантре шесть традиционных махаянских совершенств-парамит обретаются через ритуальное соитие, ибо сам Будда утверждает, что «без женщины нет блаженства». Другие известные тексты Шричакрасамбхара-, Махакала-, Самвародая-, Тара-, Калачакра-тантра, высокопочитаемые в Тибете. См. также АТМАН; АШРАМЫ; БОДХИСАТТВА; БРАХМАН; БУДДА И БУДДИЗМ; ВАРНЫ; ВЕДАНГИ; ВЕДЫ; ДХАРМАШАСТРЫ; ИНДУИЗМ; КУНДАЛИНИ; МОКША; ПУРАНЫ; САНСАРА; САНСКАРЫ. |
|