Вывести на печать

Буддийские Тантры находятся с индуистскими тантрами в своеобразных хронологических отношениях: в целом они безусловно имитируют их и являются во всех отношениях вторичными (достаточно сказать, что во многих из них мужское и женское божество прямо называются Шивой и Шакти), но отчасти ощущается и их обратное влияние на более поздние шактистские тексты. Средой буддийских Тантр была и остается ваджраяна, типологически точно соответствующая шактизму, хотя тантристские мотивы обнаруживаются в сутрах махаяны, которые параллельны индуистским Пуранам, а также в буддийских махатмьях и стотрах, сделанных по образцу своих индуистских прототипов. В тибетский канон ваджраяны входит 2606 текстов, относящихся к классу Тантр. Их делят на те же четыре раздела, что и Тантры индуистские. Параллели шактистских агам и нигам – «отцовские» и «материнские» тексты. Параллель диалогам Шивы и Шакти – диалоги Будды и богини Тары или «Переводящей» (она же Бхагавати – «Госпожа», Праджня – «Мудрость» и т.п.). Параллель оккультному инструментарию шактистов – использование мантр (недаром ваджнаяна иногда называется мантраяной), а также «семенных» слогов, диаграмм-мандал, мудр и т.д. Параллель «мистическому» использованию концептов веданты и санкхьи – адаптация на уровне «эзотерики для масс» конструкций мадхьямики и йогачары. Наконец, параллель «пять м“» – рекомендации нарушения вегетарианской диеты, употребления спиртных напитков и связей с девушками низкого происхождения.

Наиболее древней и авторитетной считается Татхагата-гухьяка = Гухьясамаджа-тантра (Тантра тайного собрания адептов), датируемая обычно 7 в., наставления которого воспроизводят обет бодхисаттвы в махаянских сутрах. Спасительная миссия бодхисаттвы выражена в образе «целительной девушки» (которую знаменитый врач Дживака, известный и из палийских текстов, «слепил» из всех лекарств) – соединяясь с ней, все больные получают исцеление. Панчакрама (Пять ступеней) считается разделом Гухьясамаджи: ее основной «пункт» – достижение очищения тела, речи и мысли, приобретающих «алмазную природу» в результате работы буддийского мага со слогами, мандалами, мантрами и почитания махаянских и ваджраянских божеств. Для практиканта мать не отличается от жены, жена – от блудницы, брахманка – от женщины низкой касты, солома – от драгоценного камня, вино – от мочи, пища – от грязи и т.п. В Манджушри-мулякальпе три действующих лица – Будда, богиня Виджая и бодхисаттва Манджушри; последний выступает инструктором по мантрам. В Чандамахарошана-тантре шесть традиционных махаянских совершенств-парамит обретаются через ритуальное соитие, ибо сам Будда утверждает, что «без женщины нет блаженства». Другие известные тексты – Шричакрасамбхара-, Махакала-, Самвародая-, Тара-, Калачакра-тантра, высокопочитаемые в Тибете.

См. также АТМАН; АШРАМЫ; БОДХИСАТТВА; БРАХМАН; БУДДА И БУДДИЗМ; ВАРНЫ; ВЕДАНГИ; ВЕДЫ; ДХАРМАШАСТРЫ; ИНДУИЗМ; КУНДАЛИНИ; МОКША; ПУРАНЫ; САНСАРА; САНСКАРЫ.

назад



ТАНТРЫ
Буддийские Тантры

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
18/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!