Вывести на печать

Культура. Своеобразие хорватской культуры в славянском мире во многом связано с тем, что Хорватия была единственной страной Западного (Римского) патриархата, в которой Римско-католическая церковь разрешила проводить литургии не на латинском языке. Славянская литургия в Хорватии была написана глаголицей на церковнославянском языке, родственном хорватскому языку, но отличавшемся от разговорного языка.

Со временем стала развиваться светская литература, написанная глаголическим письмом на смеси церковнославянского и хорватского языков. Золотая эпоха хорватской глаголической литературы (1075–1475) представляла собой уникальное явление. В период раннего Средневековья в остальной Западной и Центральной Европе европейские языки (в их литературной форме) находились еще в процессе становления, соперничая с латинским языком. В Хорватии же появилось множество литературных произведений на местном языке, представлявших все светские литературные жанры. Кроме того, ряд литургических произведений – лекционарии и псалтири – из далматинской приморской зоны Хорватии свидетельствовали о расцвете хорватской литературы в городах Адриатики (Раб, Задар, Шибеник, Трогир, Сплит, Хвар, Корчула, Дубровник и Котор стали центрами хорватского Возрождения). Известными поэтами и драматургами этой эпохи являлись Марко Марулич из Дубровника (1450–1524), автор многочисленных религиозных, исторических и поэтических произведений; а также Марин Држич (1510–1567), выдающийся комедиограф. Оба они, с одной стороны, испытывали сильное итальянское влияние, а с другой – сохраняли традицию использования глаголицы. Марулич отдавал должное своим анонимным предшественникам – зачинавцам (т.е. инициаторам), стилю которых он следовал при написании эпической поэмы на библейский сюжет Юдифь (1501), которая традиционно считается классическим произведением хорватской литературы.

Если другие славянские страны находились в культурной изоляции или ориентировались в литературе и искусстве на восток, то в Хорватии художники обращали свой взор на запад, заимствуя и развивая каждый новый вид европейского стиля, от эпохи Средневековья до наших дней. Иллирийское движение (иллиризм) 1830-х и 1840-х годов, формируя современную хорватскую культуру, отдавало предпочтение достижениям Ренессанса и периода барокко. Но в 20 в. произведения социально-политической направленности, например Мирослава Крлежи (1893–1981), отражают традицию скорее бунта против западноевропейской культуры, чем слепого следования ей.

Современные хорватские искусство и скульптура развивались в двух главных направлениях. К первому можно отнести работы Ивана Мештровича (1883–1962) в области модернистской монументальной скульптуры; Мештрович стремился создать в пластическом искусстве национальный стиль, основанный на европейской традиции. Второе направление представлено школой художников примитивистского направления (среди них Иван Генералич, р. 1914), искавших национальный стиль в образах деревенской жизни в сельской Хорватии. В музыке поиск национального стиля был также заметен, особенно в произведениях Ивана Зайца (1831–1914) и Якова Готоваца (1895–1982). В 1842 была основана национальная литературно-просветительская организация «Матица Хорватская», сыгравшая ключевую роль в культурной и литературной жизни Хорватии. Кинематография в Хорватии достигла международного признания благодаря мультфильмам, создававшимся режиссерами т.н. Загребской школы.

Образование. В средней школе обязательны для посещения первые 8 классов. Средние школы Хорватии ведут свое происхождение от латинских грамматических школ в городах Далмации. Первые средние школы были основаны в 17 в. в Загребе и других городах.

Загребский университет был организован в 1874, в основном благодаря усилиям епископа Штросмайера, который в 1866 основал также Югославянскую (хорватскую) Академию наук и искусств. В 1970-е годы были открыты университеты в Риеке, Сплите и Осиеке.

В 1984 в стране насчитывалось 72 научно-исследовательских института, крупнейшим из которых был институт имени Р.Бошковича. Имеются библиотеки, многие монастыри, особенно в Далмации, располагают собраниями рукописей. Государственный архив Хорватии находится в Загребе

ИСТОРИЯ

Древняя история. Римляне завоевали территорию современной Хорватии в 3–1 вв. до н.э. Для большей части территории, простиравшейся от среднего течения Дуная до Адриатического побережья на юг вплоть до северной части нынешней Албании, они использовали название Иллирик, территорию между Савой и Дунаем называли Паннонией, а территорию между Адриатическим морем и Савой – Далмацией.

Римская колонизация привела к частичной романизации древних жителей Иллирика – кельтов, которые поселились в Паннонии в 4 в. до н.э., греческих морских колонистов и иллирийцев Динарских гор, которые жили на этой территории в течение двух тысячелетий до римского завоевания. Римляне стали добывать полезные ископаемые в Далмации, засыпать болота в Паннонии, разводить виноград на Дунае, улучшать методы ведения сельского хозяйства, построили дороги и мосты, основали города.

В 3–6 вв. волны варварских племен (гунны, остготы, вестготы, лангобарды, славяне, авары), привлекаемых богатствами римских провинций, вторглись на территорию нынешней Хорватии.

назад   дальше



ХОРВАТИЯ
Природа
Население
Государственное устройство и политика
Экономика
Религия
Культура
Образование
ИСТОРИЯ
Древняя история
Первое хорватское государство
Венгерская эпоха
Эпоха Габсбургов
Иллирийское движение
Новое государство и общество
Либерализм и терроризм
«Первая» и «вторая» Югославия

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
20/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!